Требования к пулемету для летательных аппаратов были сформулированы в Германии еще в 1909 г. Государственные арсеналы решить задачу не смогли, и к работе подключили частные компании. В компании DWM этим занялся конструктор Карл Хайнеман, один из ведущих специалистов по автоматическому оружию. Собственно, представленный DWM в 1913 г. «легкий» пулемет делался для пехоты и кавалерии, потому сохранил водяное охлаждение ствола для более интенсивной стрельбы. Но в этом виде пулемет — вместе с MG.08 — был принят как средство самообороны «цеппелинов», здесь водяное охлаждение снижало пожароопасность. Такая модификация под обозначением MG.14 была выпущена в количестве нескольких сот штук. Для вооружения самолетов приняли модификацию LMG.14 с воздушным охлаждением ствола и шкворнем на перфорированном кожухе (хотя пулемет использовали и на синхронных неподвижных установках).
Авиационный пулемет MG.14 «Парабеллум»
Хайнеман взял за основу систему выпускавшегося компанией пулемета Максима и ради облегчения и упрощения отказался от водяного охлаждения, сохранив систему запирания шарнирно сочлененными рычагами, заменил рукоятку-копир копирной поверхностью внутри короба. Последняя напоминала пистолет «Парабеллум», выпускавшийся DWM (Parabellum было телеграфным кодом компании), и пулемет также назвали «Парабеллум». Винтовую возвратную пружину разместили в задней части короба. Затвор двигался в коробе на роликах, что снизило потери на трение. Боевую личинку, извлекавшую патрон из ленты, заменили качающимся рычагом подавателя, пластинчатую пружину ударника — винтовой. Это уменьшило и облегчило затвор, а вкупе с буфером-ускорителем подняло темп стрельбы до 750 выстр./мин. Специальный ролик впереди затвора в крайнем переднем положении отводил спусковую тягу, и при нажатом спусковом крючке происходил выстрел. Предохранитель снизу спусковой скобы запирал спуск и выключался при охвате скобы. Пулемет получил деревянные приклад и рукоятку управления.
Мушку (передний визир) выполнили в виде сетки для ввода угла упреждения. Питание производилось от ленты, намотанной на катушку с правой стороны пулемета. Повышению темпа стрельбы должна была способствовать облегченная патронная лента, но приемник рассчитали и на штатную ленту от MG.08. Пулемет применялся в авиации весьма успешно. Его модификация MG.14/17 (или MG.17) отличалась несколько укороченным стволом и уменьшенным диаметром кожуха для уменьшения массы и парусности системы, креплением для оптического (коллиматорного) прицела. Небольшое количество пулеметов «Парабеллум» все же нашло применение в качестве ручных — эти пулеметы снабжались сошкой и с патронами весили около 23 кг.
Порядок разряжания авиационного пулемета MG.17 «Парабеллум»:
Нажать клавишу с правой стороны снизу лотка подавателя и извлечь патронную ленту. Повернуть назад рукоятку взведения, осмотреть подаватель и патронник (через окно короба), убедиться в отсутствии патрона. Отпустить рукоятку взведения, нажать спусковой крючок.
Модель |
MG.14 «Парабеллум» |
Патрон |
7,92x57 «маузер» |
Масса «тела» пулемета, кг без патронов |
9,6 |
Длина, мм |
1275 |
Длина ствола, мм |
720 |
Нарезы правосторонние |
4 |
Начальная скорость пули, м/с |
895 |
Темп стрельбы, выстр./мин |
650-750 |
Емкость ленты, патронов |
100, 250, 500 |
В 1917 г. в Германии были объявлены требования к авиационному пулемету с темпом стрельбы выше 700 выстр./мин, пригодному для подвижных авиационных установок. Карл Гаст (Gast) разработал схему органически спаренного автомата. Двуствольный пулемет Гаста, представленный компанией «Форверк», прошел испытания осенью 1917 г., и в конце года был выдан заказ на 3000 пулеметов. Правда, использовать их теперь намеревались в системе ПВО — сказалось растущее превосходство союзников в воздухе, хотя часть все же испытали на самолетах.
Оба автомата действовали по схеме отдачи ствола с коротким ходом, кинематически их связывал качающийся рычаг. Запирание канала ствола производилось с помощью поворотной личинки в виде ролика, вертикально укрепленного на ствольной коробке. Скорость возвращения подвижной системы вперед оказывалась равной скорости отдачи, и общий темп стрельбы достигал 1600 выстр./мин, размеры и масса были меньше, чем при комплексировании обычных пулеметов, а импульс отдачи, передаваемый на опору, не превышал импульса одного ствола. Питание каждого ствола — от дискового магазина с радиальным расположением 180 (192) патронов.
|
![]() |
Схема конструкции пулемета Гаста, сверху-вниз: положение одной группы «ствол-затвор» перед выстрелом, расцепление затвора со стволом, сцепление затвора со стволом при движении вперед, окончание цикла перезаряжания, затвор и запирающая личинка. АБ — затвор, В — цапфы затвора, Г — личинка, ДЕ — боковая выемка личинки (находя им на выступ Ж короба, личинка поворачивается), КЛ — продольный паз личинки. |
Двуствольный авиационный пулемет Гаста с дисковыми магазинами |
Окончательно отработать столь перспективное оружие не успели. Сборку первых серийных образцов начали незадолго до перемирия. Разработанные варианты калибра 11 и 13 мм не построили. Степень же секретности работ над «особо скорострельным» пулеметом была столь высока, что союзническая комиссия по разоружению узнала о нем только после нахождения 25 штук в крепости Кенигсберг, а всего зарегистрировала 1314 пулеметов и полных комплектов деталей.
Модель |
Гаста |
Патрон |
7,92x57 «маузер» |
Масса «тела» пулемета без патронов, кг |
18,5 |
Длина «тела» пулемета, мм |
1470 |
Длина ствола, мм |
720 |
Нарезы правосторонние |
4 |
Начальная скорость пули, м/с |
895 |
Темп стрельбы, выстр./мин |
1300-1600 |
Емкость магазинов, патронов |
2x180 |
Тип установки |
зенитная тренога |
Угол горизонтального наведения, град |
360 |