Предыдущая Оглавление Следующая

Авиационный пулемет «Парабеллум»

Требования к пулемету для летательных аппаратов были сформулированы в Германии еще в 1909 г. Государственные арсеналы решить задачу не смогли, и к работе подключили частные компании. В компании DWM этим занялся конструктор Карл Хайнеман, один из ведущих специалистов по автоматическому оружию. Собственно, представленный DWM в 1913 г. «легкий» пулемет делался для пехоты и кавалерии, потому сохранил водяное охлаждение ствола для более интенсивной стрельбы. Но в этом виде пулемет — вместе с MG.08 — был принят как средство самообороны «цеппелинов», здесь водяное охлаждение снижало пожароопасность. Такая модификация под обозначением MG.14 была выпущена в количестве нескольких сот штук. Для вооружения самолетов приняли модификацию LMG.14 с воздушным охлаждением ствола и шкворнем на перфорированном кожухе (хотя пулемет использовали и на синхронных неподвижных установках).

MG1WW091.jpg

Авиационный пулемет MG.14 «Парабеллум»

Хайнеман взял за основу систему выпускавшегося компанией пулемета Максима и ради облегчения и упрощения отказался от водяного охлаждения, сохранив систему запирания шарнирно сочлененными рычагами, заменил рукоятку-копир копирной поверхностью внутри короба. Последняя напоминала пистолет «Парабеллум»,  выпускавшийся DWM (Parabellum было телеграфным кодом компании), и пулемет также назвали «Парабеллум». Винтовую возвратную пружину разместили в задней части короба. Затвор двигался в коробе на роликах, что снизило потери на трение. Боевую личинку, извлекавшую патрон из ленты, заменили качающимся рычагом подавателя, пластинчатую пружину ударника — винтовой. Это уменьшило и облегчило затвор, а вкупе с буфером-ускорителем подняло темп стрельбы до 750 выстр./мин. Специальный ролик впереди затвора в крайнем переднем положении отводил спусковую тягу, и при нажатом спусковом крючке происходил выстрел. Предохранитель снизу спусковой скобы запирал спуск и выключался при охвате скобы. Пулемет получил деревянные приклад и рукоятку управления.

Мушку (передний визир) выполнили в виде сетки для ввода угла упреждения. Питание производилось от ленты, намотанной на катушку с правой стороны пулемета. Повышению темпа стрельбы должна была способствовать облегченная патронная лента, но приемник рассчитали и на штатную ленту от MG.08. Пулемет применялся в авиации весьма успешно. Его модификация MG.14/17 (или MG.17) отличалась несколько укороченным стволом и уменьшенным диаметром кожуха для уменьшения массы и парусности системы, креплением для оптического (коллиматорного) прицела. Небольшое количество пулеметов «Парабеллум» все же нашло применение в качестве ручных — эти пулеметы снабжались сошкой и с патронами весили около 23 кг.

Порядок разряжания авиационного пулемета MG.17 «Парабеллум»:

Нажать клавишу с правой стороны снизу лотка подавателя и извлечь патронную ленту. Повернуть назад рукоятку взведения, осмотреть подаватель и патронник (через окно короба), убедиться в отсутствии патрона. Отпустить рукоятку взведения, нажать спусковой крючок.

Модель

MG.14 «Парабеллум»

Патрон

7,92x57 «маузер»

Масса «тела» пулемета, кг без патронов

9,6

Длина, мм

1275

Длина ствола, мм

720

Нарезы правосторонние

4

Начальная скорость пули, м/с

895

Темп стрельбы, выстр./мин

650-750

Емкость ленты, патронов

100, 250, 500

Авиационный и зенитный пулемет Гаста

В 1917 г. в Германии были объявлены требования к авиационному пулемету с темпом стрельбы выше 700 выстр./мин, пригодному для подвижных авиационных установок. Карл Гаст (Gast) разработал схему органически спаренного автомата. Двуствольный пулемет Гаста, представленный компанией «Форверк», прошел испытания осенью 1917 г., и в конце года был выдан заказ на 3000 пулеметов. Правда, использовать их теперь намеревались в системе ПВО — сказалось растущее превосходство союзников в воздухе, хотя часть все же испытали на самолетах.

Оба автомата действовали по схеме отдачи ствола с коротким ходом, кинематически их связывал качающийся рычаг. Запирание канала ствола производилось с помощью поворотной личинки в виде ролика, вертикально укрепленного на ствольной коробке. Скорость возвращения подвижной системы вперед оказывалась равной скорости отдачи, и общий темп стрельбы достигал 1600 выстр./мин, размеры и масса были меньше, чем при комплексировании обычных пулеметов, а импульс отдачи, передаваемый на опору, не превышал импульса одного ствола. Питание каждого ствола — от дискового магазина с радиальным расположением 180 (192) патронов.

MG1WW092.jpg

MG1WW093.jpg

Схема конструкции пулемета Гаста, сверху-вниз: положение одной группы «ствол-затвор» перед выстрелом, расцепление затвора со стволом, сцепление затвора со стволом при движении вперед, окончание цикла перезаряжания, затвор и запирающая личинка.

АБ — затвор, В — цапфы затвора, Г — личинка, ДЕ — боковая выемка личинки (находя им на выступ Ж короба, личинка поворачивается), КЛ — продольный паз личинки.

Двуствольный авиационный пулемет Гаста с дисковыми магазинами

Окончательно отработать столь перспективное оружие не успели. Сборку первых серийных образцов начали незадолго до перемирия. Разработанные варианты калибра 11 и 13 мм не построили. Степень же секретности работ над «особо скорострельным» пулеметом была столь высока, что союзническая комиссия по разоружению узнала о нем только после нахождения 25 штук в крепости Кенигсберг, а всего зарегистрировала 1314 пулеметов и полных комплектов деталей.

Модель 

Гаста

Патрон 

7,92x57 «маузер»

Масса «тела» пулемета без патронов, кг 

18,5

Длина «тела» пулемета, мм 

1470

Длина ствола, мм 

720

Нарезы правосторонние 

4

Начальная скорость пули, м/с 

895

Темп стрельбы, выстр./мин 

1300-1600

Емкость магазинов, патронов 

2x180

Тип установки 

зенитная тренога

Угол горизонтального наведения, град 

360

Предыдущая Оглавление Следующая