Важную роль в операции сыграли боевые вертолеты АН-64А «Апач»
В 6 ч 45 мин рядом с «Апачем» старшего уоррент-офицера Джима Харди разорвалась выпущенная из РПГ граната. Осколки повредили обзорно-прицельную систему и пушку — вертолет стал небоеспособен. Через несколько минут повреждения получил второй вертолет АН-64А. Командир «Апача» старший уоррент-офицер Кейт Харли был ранен пулей, пробившей бронестекло фонаря кабины, также получил легкое ранение находившийся в кабине оператора вооружения командир авиационной роты капитан Билл Райан. После боя в вертолете Харли насчитали 13 пробоин от пуль калибра 12,7 мм. На приборной доске в кабине летчика загорелась аварийная сигнализация маслосистемы.
Оба «Апача» вышли из боя, взяв курс на передовой пункт дозаправки и снабжения, расположенный в Пуль-и-Кандагаре, в 80 км от Панджшера. Вертолет Харли смог пролететь всего полтора километра, прежде чем загорелись лампочки аварийной сигнализации других систем. Летчик был вынужден немедленно сажать вертолет в долине. Харди также сумел лишь отойти за пределы досягаемости огня стрелкового оружия. На его «Апаче» полностью вытекло масло. Опытный пилот Джим Харди принял рискованное решение продолжить полет к Пуль-и-Кандагару. Фирма Боинг гарантирует работу вертолетных систем без масла в течение 30 минут, полет на поврежденном АН-64А занял 26 минут. Харди был представлен к награждению Крестом за заслуги.
Почти в одно время с «Апачами» повреждения получил вертолет UH-60 «Блэк Хок», на борту которого находился командир десанта полковник Фрэнк Вичински. Граната РПГ разорвалась под фюзеляжем вертолета. Летчик совершил вынужденную посадку.
В течение дня повреждения разной степени тяжести получили четыре вертолета АН-64А, а попадания в лопасти имели все семь «Апачей».
По эффективности воздействия на противника боевые вертолеты в бою 2 марта превзошли все другие типы летательных аппаратов, принимавших участие в операции. В результате было решено в максимально короткий срок перебросить в Афганистан с континентальной части США дополнительно, наряду с четырьмя транспортными «Чинуками», 16 вертолетов АН-64А. Вертолеты доставили в Афганистан уже через 37 часов после принятия решения о переброске.
Необходимость поддержки сил десанта со стороны боевых вертолетов заставила командование привлечь к операции винтокрылую авиацию Корпуса морской пехоты США. Недалеко от побережья Омана крейсировал десантный вертолетоносец «Бон Омм Ричард», имевший на борту боевые вертолеты AH-1W «Супер Кобра», тяжелые транспортные вертолеты СН-53Е и СВВП AV-8B (13-й экспедиционный отряд Корпуса морской пехоты). Вертолеты морской пехоты (пять AH-1W и три СН-53Е) появились над Панджшером утром 4 марта. В период с 4 по 26 марта вертолеты AH-1W совершили 217 боевых вылетов. С вертолетов AH-1W было выпущено 28 ПТУР «ТОУ», 42 ПТУР «Хеллфайр», 450 неуправляемых ракет калибра 70 мм и израсходовано 9300 снарядов к бортовым 20-мм пушкам.
Приоритетными целями являлись позиции минометов противника. СВВП AV-8B выполнили в ходе операции «Анаконда» 148 боевых вылетов, сбросили 32 корректируемые бомбы GBU-12 с лазерным наведением и две обычные фугасные 226-кг авиабомбы Мк.82. Транспортные вертолеты СН-53Е налетали в 191 полете 257 часов. Они использовались для доставки грузов десантным подразделением и обеспечивали дозаправку других вертолетов.
Уже в первый день операции стали очевидны просчеты разведки, поэтому численность десанта пришлось увеличить за счет привлечения дополнительных подразделений. В Панджшер вертолетами было переброшено дополнительно несколько сот солдат и офицеров. Авиационную поддержку наземных войск осуществляли самолеты А-10А, АС-130, В-1, В-52, F-15E, F-16, F-14, F/A-18, AV-8B, «Рафаль», «Мираж 2000». «Рафали» совершили первые боевые вылеты в своей карьере. Французские истребители-бомбардировщики «Мираж 2000» действовали с расположенной на территории Киргизии авиабазы Манас.
В ночь с 3 на 4 марта к месту десантирования первой группы солдат 10-й горной дивизии (десант покинул район высадки) были направлены два вертолета МН-47 из 160-го авиационного полка специального назначения армии США. Летчики пилотировали вертолеты в очках ночного видения. На борту вертолетов находились бойцы подразделения специального назначения SEAL ВМС США. В районе высадки вертолеты попали в хорошо организованную засаду. Один «Чинук» (серийный номер, вероятно, 92-0476) получил сразу три попадания гранат РПГ, в результате на вертолете вышла из строя гидросистема. Экипаж сумел отлететь на километр от места засады. Оба вертолета приземлились в долине. После осмотра повреждений было принято решение об уничтожении поврежденного МН-47. Второй вертолет забрал экипаж и десантников первого, но выяснилась пропажа одного младшего командира SEAL. «Лишний» десант был выгружен в безопасном месте, затем МН-47 направился к месту обстрела для поиска спецназовца. К спасательной операции подключили еще два вертолета МН-47 с рейнджерами 75-го полка армии США на борту. Эти вертолеты прибыли к месту поиска примерно в 6 ч 45 мин утра 4 марта.
![]() |
![]() |
Американская пехота в бою. Панджшерская долина. |