Опытные пуски ПКР «Яхонт» с малого ракетного корабля «Накат» (пр. 12347).
На перспективных подводных лодках ракеты могут размещаться по три в вертикальных контейнерах внутренним диаметром 2 м при высоте 10 м, фактически являющихся шахтными пусковыми установками. Крепление транспортно-пусковых стаканов осуществляется посредством расположенной вверху контейнера амортизированной платформы, трех ярусов элементов системы амортизации, устройства заштыривания. Электроразъем связи бортовой и корабельной аппаратуры размещен у нижнего торца транспортно-пускового стакана. В пусковой установке также расположена система герметизации полости контейнера.
Наряду с корабельными пусковыми установками проработано применение новых ракет в составе подвижных береговых комплексов «Бастион» с размещением до трех ракет на самоходной пусковой установке. В отличие от прежних лет в последних экспозициях ФГУП «НПО машиностроения» представляет самоходную пусковую установка, скомпонованную не по схеме, реализованной в зенитном ракетном комплексе С-300ПС (но на пятиосном шасси), а по типу комплекса «Искандер» (на четырехосном МЗКТ-7930), с размещением трех транспортно-пусковых стаканов в закрываемом кузове. Скорость пусковой установки достигает 80 км/ч, масса составляет 45 т, боевой расчет — 3 человека: командир-оператор боевого управления, оператор связи, водитель-электромеханик. Время развертывания комплекса — до 5 мин, пуск ракет залпа может осуществляться с интервалом 2,5 с.
В состав стартового дивизиона подвижного берегового ракетного комплекса помимо четырех самоходных пусковых установок входит подвижный командный пункт на шасси КаМАЗ-4301 с боевым расчетом из 4 человек — двух операторов боевого управления (один из которых — командир дивизиона), оператора связи и водителя-электромеханика. В состав комплекса входят два стартовых дивизиона, командно-штабная машина на шасси КаМАЗ-4301 с боевым расчетом 5 человек. Для увеличения автономности стартового дивизиона с 5 до 30 суток ему может придаваться машина обеспечения боевого дежурства на шасси МЗКТ-43101.
Помимо боевых подразделений в состав подвижного берегового комплекса входит технический дивизион, осуществляющий регламентные проверки, подготовку вновь поступивших ракет, их доставку и установку на самоходные ПУ. Технический дивизион состоит из отделения регламентных работ, обслуживающего ракеты и аппаратуру комплекса, и отделения технического обслуживания, занимающегося подвижными средствами комплекса. Дополнительно техническому дивизиону могут придаваться транспортно-заряжающие машины с боевым расчетом.
С учетом большой дальности действия ракетного комплекса для решения задачи целеуказания могут привлекаться приданные комплексу вертолеты, обеспечивающие передачу информации на командный пункт.
ФГУП «НПО машиностроения» представило также предложения по созданию для зарубежных заказчиков системы космических средств «Прагматичный космос» способной решать задачи разведки и первичного целеуказания. Космические аппараты предусматривается оснащать радиолокационными и оптико-электронными средствами наблюдения с передачей информации в реальном масштабе времени.
Опыт боевых действий конца XX — начала XXI века показал низкую эффективность надводных кораблей в борьбе с более сильным противником. Имеются и примеры относительно успешной борьбы с иракскими подвижными ракетными комплексами в ходе вооруженного конфликта в начале 1991 г. По оценкам ФГУП «НПО машиностроения», в подобной военно-политической ситуации высокой боевой устойчивостью будут обладать стационарные береговые ракетные комплексы «Бастион» с шахтными пусковыми установками, заглубленными под слоем грунта, что исключит возможность определения их местонахождения с использованием «национальных технических средств» (т.е. космической разведки) с точностью, достаточной для обеспечения гарантированного прямого попадания современных образцов высокоточного неядерного оружия. При подрыве боеприпаса вблизи шахтной пусковой установки работоспособность ракеты и наземного оборудования сохраняется за счет высокой прочности строительного сооружения и применения системы амортизации для крепления транспортно-пускового стакана и других важнейших элементов. Нижняя половина транспортно-пускового стакана с ракетой фиксируется внутри так называемого пускового модуля массой 20 т, опирающегося на опорный стол с элементами вертикальной амортизации. Элементы горизонтальной амортизации расположены в два яруса по высоте строительного сооружения. Стационарный защищенный командный пункт, по уровню фортификационной стойкости близок к пусковым установкам.
По завершении продолжающейся 2 мин предстартовой подготовки пусковой модуль посредством задействования входящих в его состав телескопических устройств в течение 15—18 с поднимается вместе с транспортно-пусковым стаканом и защитной крышкой, выдавливая слой грунта. По выходе на поверхность включением установленных на защитной крышке твердотопливных двигателей она уводится в сторону, после чего ракета стартует.
Помимо защищенных объектов в составе стационарного комплекса предусматриваются вертолетный комплекс целеуказания, подвижный командный пункт, комплекс средств технического обеспечения.
Наряду с корабельным и береговым вариантами комплекса проработана и авиационная модификация. Внешними отличиями являются более оптимальная с точки зрения аэродинамики форма обтекателя, призванная снизить сопротивление подвески самолета, а также отсутствие стартово-разгонной ступени, что снижает массу ракеты до 2,6 т. Применительно к авиационному комплексу на МАКС-2003 впервые указано на возможность использования его и против наземных целей, в том числе и нерадиоконтрастных, при включении в состав бортовой аппаратуры средств спутниковой навигации.