![]() |
![]() |
Вентилятор конструкции А .А. Саблукова для циркуляции воздуха внутри подводной лодки К. А. Шильдера. |
Пока лодка, окруженная высоким забором, строилась на стапеле возле заводского бассейна (в настоящее время бассейн с каналом к Неве засыпан), Шильдер постоянно контролировал ход работ и регулярно отчитывался перед государем-императором - создание боевого корабля осуществлялось на казенные деньги.
И вот настал майский день, когда субмарину спустили на воду. По каналу, соединявшему заводской бассейн с Невой, лодку вывели на свободную воду. Первые демонстрационные испытания первой металлической ракетной подводной лодки, вмещавшей до 13 человек, Шильдер решил провести на Неве, напротив дачи своего тестя сенатора Н. Дубенского, уютно расположенной среди нетронутого леса. Саперы построили причал для лодки, а на берегу возвели два деревянных строения под казарму и мастерскую - и первая в мире база подводников начала функционировать!
Обязанности 10 членов экипажа распределялись следующим образом: один - на руле, четверо - на гребках, двое -при кранах и насосах, один - при гальванической батарее и проводах, один - резерв. Десятый - командир. Он находился в кормовой башне, наблюдая оттуда за поверхностью моря через иллюминаторы или перископ и командуя рулевым и другими членами экипажа. При опущенных на дно гирях и при отсутствии воды в балластной цистерне верхняя палуба лодки выступала на поверхность. Для ее выхода в плавание необходимо было проделать следующие операции. На бушприт надевали муфту и к ней привязывали мину. К электрическому запалу мины присоединяли провод. В направляющие трубы закладывали ракеты, пакетам труб придавали требуемый угол возвышения, а к электрозапалам ракет подсоединяли провода. В концевые отверстия труб вставляли пробки с герметичными резиновыми колпаками. Затем в лодку влезали несколько матросов, через средний люк им подавали гальваническую батарею. Остальные члены экипажа влезали через люки башен, которые после этого наглухо задраивали изнутри. Под тяжестью людей и снаряжения лодка погружалась настолько, что ее палуба скрывалась под водой. После этого поднимали воротами гири-якоря. Тогда лодка погружалась почти до крышек башен. Для дальнейшего погружения заполняли водой балластную цистерну.
Демонстрационные испытания в присутствии Его Императорского Величества были назначены на 29 августа 1834 г. Шильдер сам составил программу испытаний и отобрал людей для проведения испытаний. В «стартовый» экипаж были включены: унтер-офицер Антон Ионов, двенадцать рядовых Назар Новицкий, Михайло Путохин, Иван Павлюченко и другие из состава Лейб-гвардии саперного батальона с большой выслугой лет, имевшие боевой опыт. Дополнительно командиром лодки был назначен моряк, лейтенант Р.Н. Жмелев, вошедший в историю Российского флота как первый офицер-подводник, а также четыре нижних чина от Морского гвардейского экипажа. Вместе со штатным экипажем первые демонстрационные погружения совершали офицеры - сам К.А. Шильдер (командир лодки), подпоручики Л.А. Бем (электротехническая боевая часть) и П.П. Ковалевский (ракетная боевая часть).
Александровский чугунолитейный и механический завод, первая половина XIX века (с акварели из коллекции Д. Неппа). На заднем плане - бассейн и канал, соединяющий его с Невой.