Подвижная пристань для подводной лодки. Чертеж К.А. Шильдера (с его обозначениями):
ABCD - вырез, в котором помещалась подводная лодка, а - деревянный парапет для прикрытия людей, действовавших ракетами, b - перила, d - ракетные станки, с - ящики для хранения ракет, f - склады деревянных ракетных хвостов (стабилизаторов).
И во время создания лодки, и во время ее испытаний Шильдера не оставляла мысль о сохранении секретности проводимых работ. И не напрасно - морские державы явно обеспокоились появлением в России тайного оружия. Иностранные агенты резко активизировали свою «конфиденциальную» деятельность, пытаясь заполучить данные об изобретении Шильдера. Тогда он решился на нестандартный ход - сегодня это называется дезинформацией. В своем послании военному министру он выдвинул идею: «по благополучном окончании опытов подводного действия, дав возможность команде выйти из подводной лодки, а мне лично, выходя последним, потопить лодку накренением с намерением представить как бы безнадежность на ее хорошее устройство и худой успех предполагаемых предприятий и дать повод распространиться таковому мнению...». Принятые меры дали такой эффект, что не только иностранные, но и российские офицеры остались в неведении, что же происходит на кронштадтском рейде.
После испытаний Комитет заключил, что лодка не может выполнять боевых задач, так как сама не может находить направление под водой, и счел дальнейшие опыты бесполезными. Военный министр, граф А.И. Чернышев (1785 -1857), 8 октября 1841 г. в ответ на заключение Комитета наложил следующую резолюцию: "Высочайше повелено дальнейшие опыты над подводною лодкой прекратить и вместе с тем обратить особенное внимание на усовершенствование подводных мин и действие ракет". Распоряжением военного министра от 9 октября 1841 г. за №949 опыты были прекращены и лодка назначена к уничтожению. По просьбе Шильдера лодка была передана в его распоряжение для "партикулярных занятий". Через несколько лет, не имея более средств продолжать опыты, Шильдер лодку разобрал и продал в виде металлолома. Вследствие того, что вся информация, имевшая отношение к подводной лодке Шильдера, долгое время считалась секретной, о ней просто забыли. Свыше 100 лет эта субмарина оставалась неизвестной даже российским историкам подводного судостроения, не говоря уже о западных авторах.
Как и все изобретатели подводных лодок XIX века, Шильдер оказался впереди своего века: состояние технических средств того времени не могло обеспечить создание подводной лодки, пригодной для боевого использования.
Скромные боевые возможности своей лодки осознавал и сам Шильдер, поэтому он предложил для доставки подводной лодки к месту боевых действий использовать подвижную пристань, также вооружив ее ракетами. Другим вариантом доставки подводных лодок предлагались два парохода, строительство первого из них не было доведено до конца; второй (название которому - «Отважность» - пожаловал сам император) не оправдал себя при испытаниях.
Сам изобретатель, прошедший путь от унтер-офицера до генерал-лейтенанта, в июне 1854 г. во время Крымской войны был смертельно ранен в бою на Дунае. С воинскими почестями его похоронили на погосте церкви Св. Николая в Калараше. В 1911 г. прах генерала перевезли в Петербург и 31 октября перезахоронили в склепе церкви Святых Косьмы и Дамиана на Кирочной улице. В 1960-х гг., при строительстве метро, здание церкви снесли. И теперь не сохранилось даже места последнего упокоения праха одного из первых создателей подводных лодок России.
Вариант буксировки подводной лодки К.А. Шильдера в район боевых действий (реконструкция).