![]() |
![]() |
Германские полевые войска на подступах к Двинску. |
Ведение зенитного огня из пулемета по воздушным целям, Восточный фронт. |
Взаимодействие зенитных батарей и авиации продолжилось и 27 июля, когда в интересах воздушной обороны Двинска выступили летчики 19-го корпусного авиаотряда, руководимые известным русским авиатором, человеком-легендой отечественной авиации штабс-ротмистром А.А. Козаковым17. Ему единственному в мировой практике того времени удалось повторить воздушный таран штабс-капитана П.Н. Нестерова18 и остаться при этом в живых. В ходе отражения очередного налета германской авиации его подчиненный подпоручик Василий Карпов на своем «Моране» смело атаковал воздушного противника и заставил его ретироваться.
Смелые и решительные действия русских зенитчиков получили высокую оценку у руководства 5-й армии. В изданном 18 августа 1916 г. приказе по армии, среди прочих командиров, оборонявших Двинск, командующий от души поблагодарил подполковников В.В. Тарновского и А. Савримовича, подпоручика Мак-Киббина, прапорщика Михайловского, «я равно и всех г.г. офицеров этих управлений и батарей. Молодцам нижним чинам сердечное спасибо»19.
Слава о Тарновском достигла Ставки, где были уже хорошо осведомлены о талантливом артиллеристе-новаторе и мастере своего дела. Его 1-я автомобильная батарея считалась самым результативным зенитным подразделением в действующей армии и имела на счету больше всего сбитых аэропланов противника.
10 сентября Василий Васильевич удостаивается личного приема у Государя императора Николая II. Позднее в полевом дневнике командира 1-й батареи появляется следующая запись: «был удостоен приглашением к Высочайшему завтраку, имел счастье представляться Его Императорскому Величеству, милостивой беседы о деятельности батареи, и осчастливлен Высочайшей благодарностью «за ревностную и полезную службу»20
На следующий день подполковник В.В. Тарновский был представлен Великому князю Сергею Михайловичу21 и «имел личный доклад у Августейшего Полевого генерал-инспектора артиллерии по поводу новых формирований».22
Взгляды Тарновского к тому времени получили широкое признание среди своих коллег - артиллеристов. Он выступает за необходимость создания специального военно-учебного заведения, способного готовить кадровый состав для зенитных батарей русской армии.
Вскоре ему такая возможность представится и станет поистине его звездным часом.
ССЫЛКИ И СНОСКИ:
1 В 1275 г. магистр Ливонского ордена Эрнест фон Ратцебург основал на левобережье р. Двины замок Динабург. В 1277 г. литовский князь Тройден совместно с русскими дружинами предпринял неудачную попытку его сжечь. В 1481 г. во время войны великого князя Московского Иоанна III с ливонскими рыцарями в числе других городов был взят и Динабург. В последующие годы город-крепость неоднократно меняла своих хозяев. В 1656 г. войска русского царя Алексея Михайловича захватили город и дали ему новое название - Борисоглебск. При заключении в 1660 г. Оливского трактата город перешел под юрисдикцию Польши. В 1772 г. город был присоединен к России, а в 1893 г. получил наименование - Двинск. Родина, №№8-9, 1993, с.108.
2 Родина, №№8-9, 1993, С.111.
3 Сведения по А.П. Плеве в 2.1 части статьи.
4 Родина, №№8-9,1993, с.112.
5 РГВИА, ф.1932, оп.1, д.53, л.13.
6 Там же, л.10.
7 Летопись войны 1914-1917 гг. (изд. генерал-майора Д.Н. Дубенского), №64, с.1026.
8 Сведения по Е.К. Миллеру в 2.1 части статьи.
9 РГВИА, ф.4187, 0П.1.Д.13, Л.14.
10 Гурко (Ромейко-Гурко) Василий Иосифович [1864—11.02.1937] - российский военный деятель, генерал от инфантерии (1916 г.). Окончил Пажеский корпус и Николаевскую академию Генерального штаба по 1-му разряду. Службу проходил в лейб-гвардейском Гродненском гусарском полку (1885-1899 гг.). В 1899-1900 гг. военный агент при войсках буров в ходе англо-бурской войны (1899-1902 гг.). В ходе русско-японской войны (1904-1905 гг.): штаб-офицер для поручений при генерал-квартирмейстере штаба командующего армией, начальник штаба 1-го Сибирского армейского корпуса, врио начальника отдельной Уссурийской конной бригады и начальника конницы Южного отряда, начальник Забайкальской отдельной казачьей бригады. В 1906 г. командир 1-й бригады 4-й кавалерийской дивизии. В 1911 г. начальник 1-й кавалерийской дивизии. В годы 1-й мировой войны: командир дивизии, 6-го армейского корпуса (1914-1916 гг.), командующий 5-й армии (1916 г.), Особой армии (1916 г.). С ноября 1916 г. по февраль 1917 г. врио начальника штаба ВГК, затем командующий армиями Западного фронта (1917 г.). По решению Временного правительства отправлен в эмиграцию (сентябрь 1917 г.). В эмиграции участвовал в РОВСе. Издал на немецком языке мемуары «Россия 1914-1917. Воспоминания о войне и революции» (1921 г.).
11 Бурман Георгий Владимирович [4(16).11.1865-3.2.1922] - российский военачальник, генерал-майор (1910 г.). Окончил Николаевское военное инженерное училище. Начальник Офицерской электротехнической школы. В декабре 1914 г., с оставлением в прежней должности, назначен начальником воздушной обороны Петрограда и его окрестностей. В мае 1915 г. начальник воздушной обороны Петрограда и Царского Села. Помощник военного руководителя Военного совета Петроградского района (весна 1918 г.), одновременно начальник Военной электротехнической школы. С марта 1919 г. инспектор инженерных школ и курсов Красной армии.
12 Куропаткин Алексей Николаевич [17(29).03.1848-16.01.1925] - российский военный деятель, генерал-адъютант (1902 г.). Почетный член Академии Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-юридической и Военно-медицинской академий. Окончил 1-й кадетский корпус, Павловское военное училище (1866) и Академию Генерального штаба (1874 г.). Службу проходил в должностях: командир взвода, роты (1867-1871 гг.), офицер штаба ТуркВО (1875-1877 гг.), командир отдельного отряда (1879-1883 гг.). Участвовал в завоеваниях Средней Азии: Бухарские и Кокандские походы, Ахалтекинские экспедиции (1880-1881 гг.). В русско-турецкую войну (1877-1878 гг.): офицер для поручений при главнокомандующем действующей русской армии, начальник штаба 16-й пехотной дивизии. Отличился в сражениях под Ловчей. Плевной, при переходе через Балканы. В 1883-1890 гг. служил в Главном штабе, в 1890-1897 гг. начальник Закаспийской области. С января 1898 г. по февраль 1904 г. - военный министр. С февраля 1904 г. командующий Маньчжурской армией, с октября 1904 г. главнокомандующий вооруженными силами на Дальнем Востоке. В марте 1905 г. за неумелое руководство войсками назначен с понижением командующим 1-й армией. С 1906 г. член Государственного совета. В 1-ю мировую войну командовал гренадерским корпусом (1915 г.), Северным фронтом (1916 г.). С июля 1916 г. по февраль 1917 г. туркестанский генерал-губернатор. С мая 1917 г. в отставке. Автор ряда фундаментальных военно-исторических и статистических трудов по русско-турецкой (1877-1878 гг.) и русско-японской (1904-1905 гг.) войнам, а также завоеванию Туркмении (1880-1881 гг.).
13 РГВИА. ф.4187, оп.1, д.16, л.л.7-13.
14 Хростицкий Л.В. [?-?] - подполковник. Командир автомобильной батарей для стрельбы по воздушному флоту в составе воздушной обороны Ставки Верховного главнокомандующего (1916-1917 гг.). Разработчик «Полевой таблицы стрельбы для 3-дм полевой пушки для стрельбы по воздушному флоту».
15 Розенберг Михаил Федорович [27.10(8.11).1861-?] -российский артиллерийский конструктор, генерал-майор (1909 г.), член Артиллерийского комитета ГАУ. Окончил Михайловское артиллерийское училище и Михайловскую артиллерийскую академию по 1-му разряду. С 1898 г. проходил службу на разных должностях в Главном артиллерийском управлении. Автор приспособления (1914 г.) для стрельбы по летательным аппаратам из полевых орудий (обр. 1900 и 1902 гг.). В дальнейшем проходил службу в Красной армии.
16 РГВИА, ф.504, оп.10, Д.76, л.л.40-41.
17 Козаков Александр Александрович [21.12.1879 (2.01.1880)—1.08.1919] - русский военный летчик-ас, полковник (1917). Окончил Гатчинскую военную авиационную школу (1914 г.). Участник Первой мировой войны: военный летчик, командир авиаотряда, 1-й боевой авиационной группы (1914-1917 гг.). Сбил лично 17 самолетов противника и 15 - в составе группы. Совершил первый в мире воздушный таран самолета противника с благополучным исходом для летчика (18.03.1915). Участник гражданской войны: рассматривался на должность начальника Главного управления Красного Воздушного Флота (1918 г.), перешел на сторону Белой гвардии: командир отряда 1-го дивизиона, заместитель командующего Славяно-Британского авиационного корпуса (1918-1919 гг.). Погиб в авиационной катастрофе 1 августа 1919 г.
18 Нестеров Петр Николаевич [1 5(27).02.1887-26.08.(8.09.).1914] - русский военный летчик, капитан (1914 г., посмертно). Окончил Михайловское артиллерийское училище (1906), Офицерскую воздухоплавательную школу (ОВШ) (1912 г.). В 1912-1913 гг. прикомандирован к авиационному отделу ОВШ. В 1913 г. в составе авиаотряда при 7-й воздухоплавательной роте. Заместитель начальника, затем - начальник 11-го корпусного авиаотряда 3-й авиационной роты. 27.08.1913 г. впервые в мире совершил на аэроплане замкнутую кривую в вертикальной плоскости - «мертвую петлю». Участник ряда дальних воздушных перелетов и один из разработчиков тактики «русского воздушного боя» . 26.08.1914 г. впервые в мире совершил воздушный таран самолета противника, при котором погиб.
19 РГВИА, ф.4187,оп.1,д.1О, л.45.
20 Там же, л.48.
21 Сведения о Великом князе Сергее Михайловиче в первой части статьи.
22 РГВИА, ф.4187, оп.1, д.10, л.48.