18 Ульянин Сергей Алексеевич [13(25).09.1871 -13.10.1921] — видный российский военный воздухоплаватель и авиатор, конструктор отечественных летательных аппаратов и воздухоплавательных приборов, полковник (1913). Окончил Александровское военное училище (1892), Офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка (1895), Авиационную школу Фармана во Франции (1910).Проходилслужбув111-м Донском пехотном полку, в переменном составе Учебного воздухоплавательного парка, Варшавской крепостной артиллерии. С1905 г. командир Варшавского крепостного воздухоплавательного отделения. В1910-1916 гг. начальник Авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы (с 1914 г. — Военной авиационной школы). В 1916-1918 гг. помощник начальника Управления ВВФ, начальник ПУАВ при Штабе ВГК, начальник Управления ВВФ PP. С марта 1918 г. по заданию Советского правительства в зарубежной командировке. РГВИА, ф.2126, оп. 1, д.234, л. 16.
19 Модрах Сергей Карлович [16(28).7.1889-?] — военный летчик, капитан. Участник 1-й мировой и Гражданской войн. Авиаконструктор, летчик-испытатель. Окончил Николаевское военное инженерное училище по 1-му разряду (1909), курс авиационного отделения Офицерской воздухоплавательной школы (ОВШ) по 1-му разряду (1911). В дальнейшем — в постоянном составе ОВШ. Испытал многие образцы авиационной техники. В первой половине 1915 г. был включен в состав экипажей Гатчинской летной школы для обеспечения воздушной обороны г. Петрограда. В 1916 г. руководитель Главного аэродрома при Управлении ВВФ. В 1917 г. разработал самолет-истребитель «СКМ» собственной конструкции. С марта 1917 г. — заместитель, с июня — начальник 2-й боевой авиационной группы Юго-Западного фронта. С января по июнь 1918 г. в составе Гатчинской авиационной школы, затем Управления ВВФ. Отказался от предлагаемой должности начальника Главного управления РККВВФ. В дальнейшем в составе авиации белой армии Севера: летчик, командир отряда в составе Славяно-британского авиакорпуса.
20 Летом 1919 г. в распоряжении начальника управления ВФ армии адмирала А.В. Колчака. Исполнял должность инженера школы воздушного боя (г. Курган). В дальнейшем в эмиграции.
21 РГВИА,ф.2008,оп.1,д.1693,л.5.
22 Астафьев Семен Семенович [1893-?] — русский военный летчик, капитан. Окончил школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания (1910). Проходил службу в составе 7-го гренадерского Самогитского полка. Активный участник 1-й мировой и Гражданской войн. Весной 1915 г. от Гатчинской авиационной школы выполнял задачи в интересах воздушной обороны Петрограда и его окрестностей . Летом того же года в составе специального авиационного отряда для обороны Императорской резиденции от воздухоплавательных аппаратов. В марте 1916 г. в качестве летчика-наблюдателя принял участие в проведении первой в истории отечественной авиации корректировки артиллерийской стрельбы по радио в боевых условиях. В 1919 г. командир 10-го авиационного отряда, подчинявшийся Штабу Западного фронта Армии адмирала А.В. Колчака, затем Начальник группы и Управления авиации Западного фронта. В 1920 г. заместитель Начальника авиации и авточастей Армии атамана Г.С. Семенова.
23 Приказ ВГК от 25 марта 1915 года № 215. РГВИА, ф.226, оп.2, д.384, л. 124.
24 Бонч-Бруевич Михаил Дмитриевич [24.02(8.03). 1870-3.08.1956] — генерал-лейтенант(1915,1944). На военной службе с 1892г. Окончил Московский межевой институт (1891), Московское пехотное училище (1892), Академию Генерального штаба (1898). В 1898-1907 гг. служил в штабе Киевского военного округа. С1907 г. преподаватель тактики в Академии Генерального штаба. Во время 1-й мировой войны: командир пехотного полка, генерал-квартирмейстер штаба 3-й армии (1914), штаба Северо-Западного фронта (сентябрь 1914 - апрель 1915), начальник штаба 6-й армии (апрель - август 1915), начальник штаба Северного фронта (август 1915 - февраль 1916). После Февральской революции начальник гарнизона Пскова и член Псковского Совета. В августе-сентябре 1917 г. — главнокомандующий войсками Северного фронта. С октября 1917 г. начальник гарнизона и член Совета рабочих и солдатских депутатов в Могилеве, один из первых русских генералов русской армии перешел на службу в Красную Армию. В ноябре 1917 - марте 1918 гг. начальник штаба Верховного главнокомандующего. С августа 1918 г. по июнь 1919 г. в распоряжении Всероглавштаба. В июне-июле 1919 г. начальник Полевого штаба РВС Республики, затем в Военно-исторической комиссии по исследованию и использованию опыта 1-й мировой войны (1914-1918). С марта 1919 г. участвовал в создании Высшего геодезического управления ВСНХ, которое возглавлял до октября 1923 года.
25 Бениксон Александр Иванович [1.09.1875 г.-?] — подполковник. На военной службе с августа 1895 г. на правах вольноопределяющегося. Окончил Московское военное училище (1897). Участник русско-японской войны (1904-1905). В дальнейшем в Виленском пехотном училище — обучающий в подрывном классе, командующий саперной ротой. С марта 1910 г. старший адъютант окружного инженерного управления Виленского военного округа с зачислением в инженерные войска. С июля 1913г. включен в переменный состав Офицерской электротехнической школы по спискам запасного электротехнического батальона. С 1 мая 1915 г. начальник Штаба воздушной обороны Петрограда и Царского Села, а с 22 июля 1915г. начальник Штаба обороны, он же начальник телеграфно-телефонной сети позиции Петроградского укрепленного района. С 4 октября 1916 г. начальник Штаба, он же командир батальона обороны. 30 августа 1917 г. назначен на другую должность. В январе-апреле 1918 г. исполнял должность инженера управления инженерных снабжений Западного фронта.
26 РГВИА, ф.2126, оп.1, д.64, л.66; оп.2, д.1, л.л.92-93.
27 «Инструкция для действия частей, назначенных для борьбы с воздушным противником»; «Инструкция № 1 постам из нижних чинов для наблюдения за небосклоном»; «Инструкция № 2 для действия аэропланов при борьбе с воздушным противником»; «Инструкция № 3 для действия артиллерии при борьбе с воздушным противником»; «Инструкция №4 для стрельбы из пушек по воздушному противнику»; «Инструкция № 5 для стрельбы пехоты по воздушному противнику».
28 Введен в действие приказом Верховного главнокомандующего от 22 июля 1915 г.
29 Рузский Николай Владимирович [6(18).03.1854-1918] — генерал от инфантерии (1909). Окончил Константиновское военное училище, Николаевскую академию Генерального штаба по 1-му разряду. Последовательно занимал должности: командира роты, батальона, помощника старшего адъютанта штаба военного округа, начальника штаба дивизии, командира полка. Участник русско-турецкой войны (1877-1878). В 1896-1902 гг. окружной генерал-квартирмейстер штаба Киевского военного округа, в 1902-1904 гг. начальник штаба Виленского военного округа. В русско-японскую войну 1904-1905 гг. — начальник штаба 2-й Маньчжурской армии. В 1906-1909 гг. командир армейского корпуса. С 1909 г. член Военного Совета. В годы Первой мировой войны — командующий 3-й и 6-й армиями (1914-1915), главнокомандующий армиями Северо-Западного и Северного фронтов (1915-1917).
30 РГВИА, ф. 2126, оп. 1, д.234, л.л.254-256.
31 Александр Михайлович [1(13).04.1866-26.02.1933] — российский военный деятель, великий князь, адмирал (1916). На военной службе от рождения. По военной службе числился в лейб-гвардии полках(стрелковом, гусарском), в артиллерийской бригаде, в гвардейском экипаже. Принимал участие в заграничных военных плаваниях. В 1892 г. принял командование миноносцем «Ревель». В период 1895 по 1900 гг. проходил службу в качестве старшего офицера на эскадренном броненосце «Сисой Великий» и броненосце береговой охраны «Генерал-Адмирал Апраксин». В мае 1900 г. назначен командиром броненосца «Ростислав». В период 1902 г. по 1905 г. руководил Главным управлением мореплавания и портов России, одновременно являлся младшим флагманом Черноморского флота. С 1905 по 1909 гг. проходил службу младшим флагманом Балтийского флота. С 1910 г. принял активное участие в создании и развитии отечественной авиации и воздухоплавания, покровитель школы авиации Императорского Всероссийского аэроклуба. В феврале 1910 г. по его инициативе при «Особом комитете по усилению военного флота на добровольные пожертвования» организован Отдел воздушного флота, давший начало формированию в дальнейшем Качинской военной школы летчиков.
32 В октябре 1914 г. заведующий организацией авиационного дела в армиях Юго-Западного фронта. С 23 января 1915 г. по 21 марта 1917 г. являлся руководителем авиации и военного воздухоплавания в действующей армии. В связи с отречением Государя Императора Николая II от престола добровольно подал в отставку. С 1918 г. находился в эмиграции.
33 Павленко Виктор [10(22).11.1886-?] — русский военный летчик, капитан. Окончил Чугуевское пехотное училище (1906), Авиационную школу «Товарищества Авиата» (1911), Севастопольскую школу Отдела Воздушного Флота (1912). На военной службе с августа 1903 года. С1907 г. проходил службу в Благовещенском резервном батальоне в должностях: начальника учебной команды, и.д. батальонного казначея, делопроизводителя. В октябре 1912 г. получил звание «военного летчика». В декабре 1912 г. откомандирован в Офицерскую воздухоплавательную школу. В марте 1913 г. в составе 18-го корпусного авиаотряда. Участник 1-й мировой войны. В период с июля 1914 г. по май 1915 г. участвовал в боях на фронте. За храбрость удостоен орденов и Георгиевского оружия. С июня 1915 г. командир специального авиаотряда для охраны Императорской резиденции от воздушного нападения.
34 РГВИА, ф.802, оп.1, д.77, л.л.741-742. Телеграмма № 2336 Р от 1 апреля 1916 года. РГВИА, ф. 2126, оп.1, д.234, л.261. РГВИА, ф.2126, оп. 1, д.235, л.7. Штат и Положение об авиационно-автомобильной дружине при 6-й армии объявлены приказом ВГК от 23 августа 1915 года за № 737.
35 Уточкин Сергей Исаевич [12(24).07.1876-13.01.1916] — один из первых российских летчиков, спортсмен. Принимал активное участие в полетах на аэростатах в России (1907-1909). 28 марта 1910 г. совершил один из первых в России полетов на аэроплане. 13 апреля 1910 г. сдал экзамен на звание пилота-авиатора в Одесском аэроклубе. Стоял у основ популяризации отечественной авиации. Участвовал в ряде длительных перелетов. К 15 июля 1911 г. совершил до 100 воздушных полетов. Входил в состав авиационно-автомобильной дружины графа А.Д. Шереметьева (1915-1916).
36 Вегенер Александр Николаевич [?-?] — российский военачальник, военный летчик. Участник 1-й мировой войны, подполковник. Руководитель Авиационной приемной комиссии, начальник Главного опытного аэродрома УВВФ (1916-1917). В дальнейшем начальник Военно-воздушной академии РККА. РГВИА, ф.802, оп.4, Д.3023, л.л.2-3.