К началу военной кампании 1916 г. обстановка на Северном фронте складывалась далеко не в пользу русской армии, вынужденной отступать с тяжелыми боями на восток. Фронт неумолимо приближался к российской столице. По оценке германского генерального штаба, Петроград оказывался в зоне досягаемости «цеппелинов». Его ожидала участь Парижа и приморских городов Англии, ставших объектами бомбардировок воздушного флота Германии. Это вынуждало русское военное командование непрерывно совершенствовать систему защиты столицы от воздушного нападения.
Между тем в качестве ударных средств по российской столице немецкая сторона привлекла наиболее боеспособные дирижабли LZ-98, LZ-111, LZ-113, LZ-120. К лету 1916 г. воздушный флот Германии заметно активизирует свою деятельность в районе Финского залива. Становится понятно, что вскоре возможен воздушный удар по городу на Неве. 2 августа 1916 г. из Генерального штаба Морского флота России приходит сообщение, что в ближайшие дни предполагается налет «цеппелинов» на Лондон и Петроград. Город замер в ожидании. К счастью, полученная информация на этот раз не подтвердилась.
Из рассекреченных позднее германских архивов было установлено, что планы воздушного удара по Петрограду одновременно разрабатывались как морским, так и сухопутным военными ведомствами Германии. Первыми свою операцию под кодовым названием «Железный крест» начало руководство германским Балтийским флотом во главе с принцем Генрихом (командующим флотом и братом кайзера). 26 декабря 1916 г. в воздух поднялись два морских «цеппелина» и взяли направление на восток. Но в результате неполадок с двигателями и сложными метеоусловиями в районе Рижского залива они были вынуждены отказаться от выполнения поставленной задачи.
Верховный главнокомандующий действующей армии (1915-1917 гг.) Государь Император Николай II
В конце января 1917 г. такую же попытку предпринимает командование сухопутных войск Германии. И на этот раз погодные условия становятся для немецких аэронавтов непреодолимым препятствием в достижении желаемой цели. Экипаж LZ-98 возвращается на базу, так и не выполнив боевую задачу. В дальнейшем рассматривался вариант нанесения воздушного удара по российской столице с воздухоплавательной базы г. Ковно. Для этой цели даже был задействован один из лучших «цеппелинов» LZ-120 (LZ-90 - по нумерации завода) под командованием известного немецкого аэронавта Эрнста Лемана, имевшего значительный боевой опыт на Восточном и Западном фронтах. Указанный дирижабль мог нести на борту значительный бомбовый запас (до 7 тонн)1. Вновь плохие метеоусловия стали причиной отмены намечавшегося полета к Петрограду. Судьба продолжала хранить и оберегать город Петра.
Возможность использования авиации в рейдах по глубокому тылу противника даже не рассматривалась. Для этого требовались аэропланы особой конструкции и большой мощности. Поэтому основная ставка продолжала делаться на «цеппелины», которые в начале войны на Восточном фронте официально приравнивались к 15 аэропланам. Появления одного такого дирижабля было достаточно, чтобы вызвать панику на позициях войск и в населенных пунктах.
![]() |
![]() |
Эмблема легких позиционных батарей для стрельбы по воздушному флоту. Приказ по в.в. 1916 г. №105. |
Зенитное орудие (76,2 мм) на автомобильной установке состояло на вооружении русской армии в период Первой мировой войны (из фондов Музея Войск ПВО) |