Гусеничные шасси для основных машин ЗРС «Круг» разрабатывались Свердловским заводом транспортного машиностроения (ныне — ФГУП «Уралтрансмаш»), с военных лет работавшим над самоходными артиллерийской установками. Легкобронированное шасси «объект 105» для самоходки СУ-100П, разработанной в первые послевоенные годы, но так и не поступившей в серийное производство, оказалось очень удачным. Оно было использовано как база для машин комплекса «Круг», а в более поздние годы — для 152-мм самоходных артиллерийских установок«Акация», «Гиацинт» и 240-мм миномета «Тюльпан», самоходного гусеничного минного заградителя ГМЗ.
Для ЗРС С-300В потребовались более грузоподъемные шасси, спроектированные в КБ ленинградского «Кировского завода» с определенной степенью унификации с 203-мм самоходными артиллерийскими установками «Пион» и «Малка», с использованием ряда элементов танка Т-80.
Гусеничные шасси для боевых средств комплекса «Куб» создавались в КБ Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ) Московского областного СНХ, в дальнейшем получившем наименование ОКБ-40 Министерства транспортного машиностроения, а ныне КБ, входящее в ПО «Метровагонмаш». Главный конструктор шасси Н.А. Астров еще до Великой Отечественной войны разработал легкий танк, а в первые послевоенные годы проектировал, в основном, бронетранспортеры и самоходные артиллерийские установки. В дальнейшем конструкторами мытищинского завода были созданы зенитные самоходные установки «Шилка», шасси для основных машин ЗРК «Бук», «Куб», а в последнее время также для ЗРК семейства «Тор» и комплексов «Тунгуска М-1».
Колесное шасси боевой машины ЗРК «Оса» разрабатывалось конструкторами Кутаисского автомобильного завода в содружестве со специалистами Военной академии бронетанковых войск. Уже на завершающей стадии отработки комплекса был осуществлен переход на плавающее корпусное колесное шасси 937 (позднее — 5937 или «Основа») для ЗРК «Оса», созданное конструкторами Брянского автомобильного завода с использованием узлов и агрегатов от применявшего в тактических ракетных комплексах шасси ЗиЛ-135ЛМ.
Шасси для боевых машин ЗРК «Тор», так же как и для зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска», было разработано конструкторами Минского тракторного завода.
В отличие от рассмотренных выше комплексов, головными разработчиками комплексов полкового и батальонного звена явились не электронщики, а ракетчики, что определялось отсутствием в большинстве из них сложных радиолокационных средств.
Головным разработчиком комплексов «Стрела-1», «Стрела-10» и «Сосна» в целом и их ракет стало ОКБ-16 ГКОТ, в дальнейшем преобразованное в Конструкторское бюро точного машиностроения (КБТМ) МОП. Под руководством главного конструктора А.Э. Нудельмана эта организация в военные и первые послевоенные годы достигла больших успехов в области создания авиационного и зенитного корабельного малокалиберного пушечного вооружения, а к началу 1960-х гг. уже завершала разработку достаточно сложного противотанкового комплекса с радиоуправляемой ракетой «Фаланга». Наряду с указанными ЗРК в последующие годы КБТМ вело разработку комплексов с танковыми управляемыми ракетами и другой военной техники. КБТМ также осуществляло разработку самоходных пусковых установок для ЗРК «Стрела-1» и «Стрела-10» на базе серийных образцов бронетанковой техники — соответственно БРДМ-2 Горьковского автомобильного завода и МТ-ЛБ Харьковского тракторного завода. В период 1987-1991 гг. КБТМ было фактически объединено в НПО с тульским КБП при руководящей роли последнего. В настоящее время возрожденным ГУП КБТМ руководит начальник — главный конструктор О.В. Короткое.
Наряду с КБТМ важнейшую роль в создании ЗРК «Стрела-1» и «Стрела-10» сыграл разработчик оптической головки самонаведения для ЗУР — Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Геофизика» ГКОТ (главный конструктор Д.М. Хорол). В настоящее время предприятие именуется НПО ГУП «Геофизика».
Также в области авиационного и зенитного малокалиберного пушечного вооружения с 1927 г. работало Тульское ОКБ-14, в дальнейшем получившее наименование Конструкторское бюро приборостроения (КБП) и ставшее головным разработчиком зенитных пушечно-ракетных комплексов «Тунгуска» и «Панцирь-С». К началу работ по «Тунгуске» возглавляемое генеральным конструктором А.Г. Шипуновым КБП накопило большой опыт разработки танковых и противотанковых ракетных комплексов. В разработке «Тунгуски» наряду с ФГУП КБП участвовали Минский тракторный завод (применительно к гусеничному шасси), Ульяновский механический завод МРП, ВНИИ «Сигнал» МОП, работавшие в части радиоэлектронных средств и систем наведения.
Головным разработчиком переносных зенитных ракетных комплексов «Стрела-2», «Стрела-3» и семейства «Игла» стало организованное в 1942 г. в г. Коломна Специальное конструкторское бюро (СКБ) ГКОТ, в дальнейшем Конструкторское бюро машиностроения (КБМ). Главный конструктор СКБ ГКОТ Б.И. Шавырин еще в довоенное время сформировал конструкторский коллектив, обеспечивший разработку большинства минометов, применявшихся в Великой Отечественной войне. В послевоенные годы расположенная в Коломне организация продолжала работы по различным образцам минометного вооружения, включая колоссальную 420-мм самоходную систему «Ока». С середины 1950-х гг. СКБ приступило к разработке самоходного противотанкового комплекса с управляемой по проводам ракетой «Шмель», успешно завершенной в 1960 г. Помимо переносных ЗРК в последующие годы коллективом КБМ под руководством СП. Непобедимого было создано множество образцов противотанковых, тактических и оперативно-тактических ракет. В настоящее время во главе ФГУП КБМ стоит Н.И. Гущин.
Успешность разработки переносного ЗРК зависела, в основном, от возможности создания достаточно легкой и миниатюрной тепловой головки самонаведения (ГСН) ракеты. Впервые в нашей стране соответствующая ГСН была создана конструкторами Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО) для переносного ЗРК «Стрела-2». Много позже тем же коллективом, ныне ОАО «ЛОМО», была разработана наиболее совершенная из отечественных ГСН данного класса для ракеты «Игла». Первые в нашей стране тепловые ГСН с глубоким охлаждением были разработаны в КБ киевского завода «Арсенал» для ракет «Стрела-3» и «Игла-1».