![]() |
![]() |
Боевая машина 9А33БМ3 ЗРК "Оса-АКМ" |
Транспортно-заряжающая машина 9Т217Б ЗРК "Оса" и ее схема |
![]() |
За создание ЗРК "Оса" ряд разработчиков комплекса (A.M. Рожнов, В.В. Осипов, Л.Л. Лавров, Б.Д. Пупков и B.C. Котов) был удостоен Ленинской премии. Б.З. Белокриницкий и другие стали лауреатами Государственной премии СССР.
Работы по модернизации комплекса с целью расширения его зоны поражения и повышения боевой эффективности (под шифром "Оса-А") в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР были начаты в 1971 г. с директивным сроком окончания в 1974 г. Кроме того, Решением ВПК от 7 февраля 1973 г. №40 было поручено провести опытно-конструкторскую работу по варианту ЗРК "Оса-К" с увеличенным количеством ЗУР на боевой машине до шести при размещении ракет в транспортно-пусковых контейнерах. Перед стартом передняя и задняя крышки контейнеров открывались и подымались, вращаясь относительно осей крепления. Разработка комплексов "Оса-А" и "Оса-К" была закончена в 1973 г. проведением заводских испытаний их опытных образцов. Совместным решением ГРАУ, МРП, МАП и других министерств в октябре 1973 г. было предусмотрено переоборудование опытного образца боевой машины 9А33БМ комплекса "Оса-А" для размещения на ней нового пускового устройства с шестью ракетами 9МЗЗМ2 в транспортно-пусковых контейнерах. Совместные испытания переоборудованного опытного образца боевой машины 9АЗЗБМ2 в составе ЗРК 9КЗЗМ2 ("Оса-АК") и ЗУР 9МЗЗМ2 проводились на Эмбенском полигоне ГРАУ с сентября 1974 г. по февраль 1975 г. (начальник полигона Б.И. Ващенко) под руководством комиссии во главе с В.А. Сухоцким. В 1975 г. усовершенствованный комплекс был принят на вооружение.
Комплекс "Оса-АК" по сравнению с ЗРК "Оса" имел расширенную зону поражения. В боевой машине 9АЗЗБМ2 была изменена структура счетно-решающего прибора, улучшены точностные характеристики контура управления для обеспечения наведения ракеты на скоростную (до 500 м/с вместо 420 м/с у "Осы") и энергично маневрирующую, с перегрузкой до 8 единиц вместо 5 единиц, цель. Обеспечивалась возможность поражения на догонных курсах при скорости до 300 м/с. Были улучшены условия автосопровождения цели в пассивных помехах введением режима внешней когерентности в станцию сопровождения целей. Повысилась помехозащищенность комплекса в целом. Часть блоков выполнили на новой элементной базе с уменьшением их массы, габаритов, потребляемой мощности и повышением надежности.
В ракете был доработан радиовзрыватель путем введения в него двухканального приемника с автономной схемой анализа высоты в момент взведения, что обеспечило несрабатывание радиовзрывателя от земли на высоте до 27 м. В связи с размещением в контейнере ЗУР была оснащена крылом с механизмом раскрытия после старта. В транспортном положении консоли складывались попарно навстречу друг другу.
Увеличился с 1 года до 5 лет срок гарантийного контроля, повысилась радиационная стойкость ракеты. Боевая эффективность комплекса "Оса-АК" в зависимости от положения точек встречи ЗУР с целью в зоне поражения находилась в пределах от 0,50 до 0,85.
Однако ЗРК "Оса-АК" не мог вести борьбу с вертолетами огневой поддержки — основным современным средством борьбы с танками. Устранение этого существенного недостатка было осуществлено при выполнении ОКР, начатой в ноябре 1975 г. в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР. В 1977 г. были проведены заводские испытания модернизированной боевой машины 9АЗЗБМ2 с ЗУР 9МЗЗМ2, по результатам которых ракета была доработана в части радиовзрывателя и электросхемы, получив наименование 9М33М3. Государственные испытания модернизированного варианта комплекса 9К33М3 ("Оса-АКМ") проводились на Эмбенском полигоне с сентября по декабрь 1979 г. (начальник полигона В.В. Зубарев) под руководством комиссии во главе с А.П. Зубенко. В 1980 г. модернизированный комплекс приняли на вооружение.
В процессе отработки мишень — вертолет Ми-2 — закрепили на деревянной вышке высотой 10 м. Запустив двигатели, пилоты спускались на землю. По результатам пусков были определены оптимальные углы подхода ракеты к цели, уточнены алгоритмы коррекции момента подрыва. При зачетной стрельбе попали в мишень. При этом помимо вертолета-цели сгорела и часть вышки. Также на вышках были поражены и четыре вертолета в ходе учений "Запад-81", что произвело должное впечатление как на генералитет, так и на отечественных пилотов-вертолетчиков, ранее уверенных в практической неуязвимости своих винтокрылых машин от зенитных ракет самоходных комплексов. В дальнейшем в качестве мишеней часто использовались вертолеты, установленные на земле.
При испытаниях также велись стрельбы по малогабаритным мишеням болгарского производства РУМ-2М. Это подтвердило возможность эффективного применения ЗРК "Оса" для борьбы с ДПЛА.
При стрельбе по вертолетам на высотах менее 25 м в комплексе использовался специальный метод наведения ЗУР с полуавтоматическим сопровождением цели по угловым координатам с помощью телевизионно-оптического визира.
В боевой машине 9АЗЗБМЗ были реализованы следующие мероприятия:
- улучшена разрешающая способность индикатора кругового обзора станции обнаружения целей по дальности и азимуту за счет введения дополнительного масштаба;
- путем доработки счетно-решающего прибора реализован метод наведения ЗУР со значительным угловым упреждением ракетой линии визирования цели в вертикальной плоскости, что снизило вероятность срабатывания радиовзрывателя от земли и уменьшило влияние на точность наведения флюктуации сигналов по ракетному каналу;
- увеличена плотность потока осколков в направлении цели за счет выдачи принудительной команды на подрыв БЧ при подлете ЗУР к цели;- обеспечена выдача на ракету команды для коррекции области срабатывания радиовзрывателя в соответствии с областью разлета осколков БЧ при стрельбе вдогон.