Семен Федосеев
Близкая по теме статья, прим. ВВС
Опытные плавающие танки
Начало работ над плавающими танками в Японии, как и в других странах, было связано с желанием получить легкий или малый разведывательный танк, способный сходу преодолевать водные преграды. Еще в конце 1920-х гг. в Японии был испытан французский плавающий полугусеничный бронеавтомобиль AMP. В 1928 г. были построены два прототипа плавающих бронемашин с экипажем из двух человек и смешанным колесно-гусеничным ходом по типу английского «Виккерс-Волслей»: гусеничный ход мог подниматься, и машина «вставала» на колеса. Плавучесть обеспечивалась большими понтонами на бортах корпуса. В 1934—1935 гг. пытались сделать плавающими серийные легкие танки «2592» с помощью изменения формы корпуса и установки гребных винтов, а также навесных понтонов, такие танки упоминаются как «А-и-го».
Серия опытных плавающих танков изучалась сухопутными войсками в 1931—1939 гг. Ряд таких японских машин известен под латинской аббревиатурой SR. В 1933 г. фирма «Мицубиси Дзюко-го» представила прототип 6,5-т танка SR-I «Ро-и» («первая модель») с экипажем из двух человек, вооруженного одним пулеметом в башне. Плавучесть обеспечивали водоизмещение корпуса и две пустотелые камеры (понтоны) на надгусеничных полках, движение на воде осуществлялось за счет водометного движителя. Танк имел классическую компоновку, высоту 1,98 м, длину 4,54 и ширину 1,98 м, толщину брони до 12 мм, карбюраторный двигатель мощностью 120 л.с., подвеску с листовыми пружинами, скорость 41 км/ч по дороге и 4,5 км/ч на плаву. Были построены только два экземпляра.
Одновременно фирма «Исиквадзима Джидоша» представила SR-II «Ро-го» («вторая модель») весом 4 т, но с экипажем из трех человек и с двумя пулеметами: в башне и в лобовом листе корпуса. Плавучесть обеспечивалась водоизмещением корпуса, остойчивость на плаву — съемными бортовыми понтонами, движение на плаву — двумя гребными винтами. Башня и верхняя часть корпуса были сварными, нижняя часть корпуса — клепаной. При меньшей массе и толщине брони всего 6 мм SR-II был крупнее SR-I: высота — 2,39 м, длина — 5,08 м, ширина — 1,88 м.
Ходовая часть включала на борт четыре опорных катка, сблокированных по два, задний каток служил направляющим колесом, ведущее колесо переднего расположения, горизонтальные цилиндрические пружины в качестве упругих элементов. Конструкция ходовой части указывает на влияние английских танков-амфибий «Виккерс-Карден-Лойд». Карбюраторный двигатель в 70 л.с. обеспечивал танку скорость 40 км/ч по дороге и 9,3 км/ч на плаву. SR-II был удачнее, но, как и SR-I, не пошел дальше опытного образца.
Та же судьба постигла танк SR-III весом всего 3,8 т, высотой 1,9 м, длиной 4,2 м и шириной 1,75 м. По сравнению с SR-II экипаж был уменьшен до двух человек, убран лобовой пулемет, за счет этого максимальная толщина брони увеличена до 10 мм, установлен двигатель в 72 л.с. Скорость на суше достигла 48 км/ч. Хотя SR-III был признан перспективным, он требовал доработки, а командование японских сухопутных войск утратило интерес к плавающим машинам.
С 1940 г. инициатива разработки перешла к императорскому флоту. Обширные планы завоеваний на Тихом океане требовали создания специальных боевых машин для десантных операций, а имевшиеся к тому времени специальные военно-морские десантные отряды (японский вариант морской пехоты) оснащались только «сухопутными» танками и бронеавтомобилями. Японский ВМФ обладал значительной самостоятельностью в выдаче и финансировании заказов.
Опытный плавающий танк SR-ll.
Плавающий танк «Ка-ми»
В 1941 г. для поддержки специальных военно-морских десантных отрядов на вооружение приняли плавающий танк «Ка-ми», созданный «Мицубиси» на основе легкого «Тип 95» («Ха-го»). Корпус танка несколько увеличился, получил коробчатую форму с развитыми надгусеничными нишами и спрямленным лобовым листом, а главное — сварную герметизированную конструкцию. Изнутри корпус усиливался уголками. Выхлопную трубу вывели на крышу двигательного отделения и отогнули вверх, дабы предотвратить попадание в нее воды. Емкость двух топливных баков составляла 250 л.
В передней части корпуса устанавливалась механическая коробка передач с дополнительной понижающей передачей, связанная с двигателем карданным валом и обеспечивающая восемь передач вперед и две назад. Механизмами поворота служили бортовые фрикционы. Для доступа к механизмам поворота и одноступенчатым бортовым редукторам служили два лючка в верхнем лобовом листе корпуса.
Ходовая часть включала четыре опорных катка и два поддерживающих ролика на борт, ведущее колесо — переднего расположения. Подвеска выполнялась по «схеме Хара», т.е. опорные катки блокировались по два на балансирах, связанных с коленчатыми рычагами; последние шарнирно соединялись с горизонтальными тягами, идущими к двум горизонтальным цилиндрическими пружинам. В отличие от базового «Ха-го» на «Ка-ми» пружины подвески были убраны внутрь корпуса, а направляющее колесо опущено на землю. Длина опорной поверхности составила 3,38 м. Расширенный подбашенный лист позволил увеличить диаметр погона башни.
«Ка-ми», ставший трофеем американских войск в январе 1945 г.