Проект двухзвенного танка с низким силуэтом, разработанный братьями Робертом и Джоном Форсайт
Несмотря на всю сложность создания двухзвенных танков, мы полагаем, что совокупность их положительных свойств дает нам право защищать свои технические позиции по компоновочной схеме двухзвенного танка и размещению в его звеньях вооружения, оборудования, экипажа и т.д. Не лишним будет и привести в качестве примера опыт Швеции, где были созданы и серийно выпускались прекрасно зарекомендовавшие себя двухзвенные бронетранспортеры Bv206S и Bv510.
Схемы общих компоновок двухзвенных боевых машин могут сильно отличаться друг от друга по количеству и типу моторных установок, местам их размещения, мощности и другим параметрам. При одной возможной схеме компоновки моторная установка может располагаться либо в переднем звене, либо в заднем. В этих случаях часть мощности двигателя, установленного в каком-то звене, должна передаваться к гусеницам другого звена. Кроме того, размещение моторной установки в носовой части переднего звена усиливает защищенность экипажа, вооружения и оборудования при пробитии лобовой проекции корпуса.
При другой схеме общей компоновки каждое звено может иметь свою моторную установку необходимой мощности. Это позволяет повысить, с одной стороны, живучесть танка, так как выход из строя по каким-либо причинам одной моторной установки не лишает подвижности танк С другой стороны, при необходимости звенья могут быть расцеплены и каждое звено может передвигаться самостоятельно, решая какие-то специфические боевые задачи. Но эта схема, несмотря на ряд ее преимуществ, более сложная и дорогая.
Трансмиссии двухзвенных боевых машин могут быть самыми различными: механическими, гидромеханическими, гидрообъемными и электромеханическими. Но при любых вариантах трансмиссий они должны занимать возможно меньшие объемы внутри корпусов, быть надежными и обладать достаточно высокими к.п.д.
Давайте дальше пойдем от грунта, помня хорошую поговорку - «гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить».
В первую очередь, на наш взгляд, двухзвенный танк должен обладать, несмотря на его большую массу, высокой проходимостью, подвижностью и управляемостью. Это должна быть очень подвижная машина, легко и быстро передвигающаяся по местности с возможностью преодоления различных естественных и искусственных препятствий (рвы, вертикальные стенки, болота и т.д.). Для этого двухзвенный танк должен иметь тягово-сцепное устройство, обеспечивающее свободное перемещение одного звена относительно другого в горизонтально-продольной плоскости для обеспечения управляемости, в вертикально-продольной плоскости и поперечно-вертикальной плоскости для обеспечения профильной проходимости и достаточно высокую удельную мощность порядка 25-35 кВт/т. При этом среднее давление гусениц на грунт не должно превышать 0,4-0,45 кг/см2 для обеспечения опорной проходимости на местности в тяжелых грунтовых условиях (болота, пески, снег, переувлажненные грунты различного состава и т.д.). Давление гусениц на грунт желательно сделать еще меньше, чтобы повысить опорную проходимость танка и ТБМП.
Задаваясь предельной массой танка 60-70 тонн, исходя из условий бронирования и установки требуемого вооружения, можно определить ширину гусениц и длину их контакта с грунтом, не забывая при этом о необходимости погрузки машин и перевозки их на железнодорожных платформах. По предварительным расчетам и проработкам, при указанной массе танка ширина гусениц и длина их контакта с грунтом в каждом обводе должна лежать в пределах соответственно 800-1000 мм и 3400-4000 мм.
Двухзвенные машины (танки, ТБМП и др.) имеют габаритную длину значительно большую, чем у мономашин, и поэтому, как отмечают отдельные специалисты, обеспечить им требуемую управляемость будет очень трудно. Но это предположение не соответствует действительности, поскольку двухзвенные машины могут принудительно «складываться» в вертикальной и горизонтальной плоскостях и тем самым существенно уменьшать длину опорных поверхностей гусениц, а, следовательно, и радиус поворота. При этом схема поворота может быть как кинематической, так и силовой, особенно, если трансмиссия двухзвенного танка выполнена электромеханической.
Для обеспечения высокой проходимости и подвижности двухзвенный танк должен иметь гусеничный движитель особой конструкции с достаточно большими динамическими ходами катков и возможностью регулировать величину дорожного просвета в зависимости от условий движения. Упругие элементы подвески должны обладать высокой энергоемкостью и обеспечивать требуемую плавность хода при движении по местности с высокими средними техническими скоростями. При выполнении этих условий повысится живучесть танка на поле боя и станет выше эффективность ведения им огня из стабилизированного оружия.
Конструкция броневого корпуса первого звена танка (форма, бронезащита) будет существенно отличаться от корпусов существующих танков в лучшую сторону. При этом могут быть увеличены внутренние объемы башни, что позволит улучшить обитаемость членов экипажа, располагающихся в башне, и более рационально разместить часть боекомплекта. Большая часть боекомплекта должна находиться в заднем звене танка. Башня должна быть выполнена из двух отделений: в одном должны размещаться все три или четыре члена экипажа, включая механика-водителя, а в другом, изолированном от первого броневой перегородкой, - основное вооружение и ограниченный боекомплект.
К неприятным и серьезным недостаткам двухзвенных бронированных машин следует отнести большие площади крыш, днища и бортовых проекций корпуса, т.е. тех бронированных поверхностей, которые являются, с одной стороны, наиболее слабо защищенными по толщине брони, а с другой стороны, наиболее привлекательными для ведения по ним огня различными видами оружия. Поэтому следует в разумных пределах увеличить толщину броневых листов этих фрагментов и обратить также внимание на разработку средств активной защиты. Следует создать и более эффективное и рациональное камуфляжное покрытие всей машины, так как именно оно поможет скрывать ее в складках местности и затруднять наведение ракет с вертолетов и самолетов.