А знали ли англичане о попытках советских конструкторов в 30-х годах создать колесно-гусеничные танки большего по сравнению с танками БТ веса, такие, как Т-29? Во всяком случае, они поняли, что колесно-гусеничный танк неизбежно должен быть легким, и свою машину проектировали в весе не более 10 тонн, снабдив ее, опять же в духе Кристи, мощным мотором, доведя удельную мощность до 20 и более л.с./т.
Далее их осенила и другая весьма прогрессивная идея: если танк мог поворачиваться на колесах с поворотом дорожных катков, то почему бы не использовать этот метод и на гусеницах? То есть, использовать гибкую («змеевидную») в горизонтальной плоскости гусеницу, что и было сделано. Впрочем, конструкция такой гусеницы не была новой. Ее предложил и испытал майор английской армии Джонсон еще десятилетием раньше. Англичане применили такую гибкую гусеницу на опытном артиллерийском тягаче. Она представляла собой гусеничную цепь, где все стальные соединения траков заменены резиновыми в виде двух подушек, допускающих не только завертывание гусеницы, но и поперечный ее изгиб. Цепь состоит из траков двух типов: внутренних и наружных с башмаками. Считалось, что у змеевидной гусеницы резиновые подушки изнашиваются незначительно и могут быть легко заменены. Ход у такой гусеницы бесшумный, без толчков , а сама гусеница не вытягивается. Недостатками же являются значительный вес и слабость отдельных частей. С такими гусеницами танк должен использовать рулевое управление. Как устроены трансмиссия и ходовая часть танка с гибким гусеницами, будет рассказано в разделе «Конструкция». Здесь же мы скажем, что будущий танк не мог поворачиваться на месте и был вынужден, как автомобиль для обратного разворота, проделать несколько движений вперед-назад. Минимальный же радиус поворота составил 12-13 м при свободном ходе на закругленных гусеницах, а с включением тормозов - 4,1 м, т.е. оказался равен собственной длине танка. И еще принципиальное отличие танка на змеевидной гусенице от упомянутых восьмиколесных бронемашин: катки танка идут точно след в след по дуге одного радиуса. У колесных машин катки идут по разным дугам. Заметим также, что гибкую гусеницу применил на своей экспериментальной машине в 1936 г. конструктор Штраусспер. Она применялась на английском транспортере времен Второй мировой войны «Универсал».
![]() |
![]() |
Серийный «легкий танк Мк. VII». | Схема работы механизма поворота с гибкой гусеницей танка «Тетрарх». |
Как создавался «Тетрарх»
В середине 30-х годов знаменитая английская фирма Vickers Armstrong Ltd. в г. Ньюкасл - Эпон Тайн наряду с другими заданиями занималась и конструированием бронетанковой техники. Именно там работали заслужившие мировую известность конструкторы Вивьен Лойд и Джон Карден. Началось же все с танкетки «Виккерс-Карден Лойд Мк. VI» (1929 г.). Сразу же был учтен основной недостаток этого класса боевых машин - ограниченный угол обстрела основного оружия - иными словами - отсутствовали башни кругового вращения. За этим последовала серия легких танков от Мк. I до Мк. VI ( в отличие от танкетки он назывался «легкий танк Мк. VI»), появившаяся в 1937 г. Но, как это ни странно, почти всем конструкциям фирмы «Виккерс» не везло: английская армия не принимала их на вооружение. Однако они нашли признание в других странах. Так, танкетка Мк. VI так же, как и последующие легкие танки, была закуплен многими странами. По образцу Мк. VI в СССР строилась танкетка Т-27. Такая же судьба постигла и легкий танк «Виккерс-6 тонн». У нас он превратился в Т-26, самый массовый танк Красной Армии предвоенных лет.
Немного больше повезло легкому танку Мк. VI. На его изготовление от военного ведомства был получен значительный заказ (всего до 1941 г. их было построено 1150 штук). Эти танки приняли участие во Второй мировой войне.