Поскольку англичане не имели ни ВДВ, ни средств доставки танков по воздуху, они решили предоставить, может быть в качестве опробывания, танки «Тетрарх» своему русскому союзнику. Русские - находчивые. И они найдут способ перебросить танки по воздуху. 20 «Тетрархов» были доставлены кружным путем вокруг Африки и через Иран - путем длительным, но не опасным (в отличие от северных морских конвоев). В десантных операциях эти танки не участвовали, но воевали в наших войсках на Северном Кавказе. А в таком виде ожидать от них каких-либо эффективных результатов было нельзя. Таким образом, мы упустили возможность первыми в истории применить специальные воздушно-десантные танки. Эта честь досталась англичанам. А один из поступивших в нашу страну «Тетрархов» сейчас находится в экспозиции Музея бронетанковой техники в г. Кубинка под Москвой. Остатки другого находятся под открытым небом вместе с другой техникой вблизи Монумента высадки десанта под Новороссийском.
Свой танк англичане решили перевозить не под «брюхом» самолета, а в специально сконструированном планере. Решить эту задачу поручили фирме General Aircraft Ltd. Так появился самый большой в Англии планер «Гамилькар» (имя известного карфагенского полководца 3 века до н.э.). Он имел вес 16 т и размах крыльев 45 м. Носовая часть планера могла откидываться вбок для выхода танка. Чтобы облегчить этот выход, планер не имел шасси, а садился прямо на «брюхо». Экипаж танка во время перелета находился в нем. Первые испытания «Гамилькара» прошли в ноябре 1942 г. А пока «Тетрархи» решили применить в ходе высадки английского десанта 5 мая 1942 г. на французский остров Мадагаскар, администрация которого подчинялась тогда французскому правительству Виши. Англичане опасались захвата Мадагаскара японцами, чей флот оперировал тогда в Индийском океане. 12 «Тетрархов» были высажены с десантных судов на берег и практически не встретили никакого сопротивления.
Наконец, наступил долгожданный D-Day, день высадки союзников в Нормандии - 6 июня 1944 г. Тогда посадочным способом высаживалась 6-я посадочная бригада из состава 6-й английской воздушно-десантной дивизии. Во второй волне высадки планерами «Гамилькар», буксируемыми бомбардировщиками «Галифакс», были высажены восемь «Тетрархов». Но им не повезло. Все поле высадки приземлившиеся английские парашютисты забросали своими парашютами. В них буквально запутались своей ходовой частью все «Тетрархи». Второе и последнее применение «Тетрарха» во время Второй мировой войны состоялось 24 марта 1945 г. Тогда несколько «Тетрархов» вместе с американскими воздушно-десантными танкам М22 «Локаст» были высажены за рекой Рейн. После войны «Тетрархи» использовались в тренировочных посадках и постепенно исчезли из действующей армии.
Другие воздушно-десантные машины
Неудовлетворенные броневой защитой «Тетрарха», военные предложили конструкторам фирмы «Виккерс», используя базу «Тетрарха», построить танк с усиленной защитой. Ему дали название «легкий танк Мк. VIII улучшенный». Вскоре танк получил обозначение А.25Е1 и собственное имя «Гарри Гопкинс» (в честь Гарри Гопкинса - советника Президента США Ф.Д. Рузвельта (1890-1946 гг.). От «Тетрарха» были взяты общая компоновка, ходовая часть, трансмиссия, двигатель. Но корпус танка имел другую конструкцию с увеличенным внутренним объемом и доведенной до 38 мм толщиной брони. На нем установили многогранную башню, гидравлические усилители на рычаги управления, а также большего размера боковые люки механика-водителя. Было обращено внимание на повышение комфортности работы экипажа.
Прототипы нового танка были представлены в апреле 1941 г. И опять проект «Виккерса» передали в производство фирме «Метро-Кеммел», которая к 1944 г. изготовила 99 танков. Впрочем, они не приняли никакого участия в боевых действиях.
Однако база А.25Е1 была использована для создания самоходной установки, которая сначала получила название «Гарри Гопкинс» ISC или А.25Е2. Потом в свете тех же традиций машина получила название «Апекто» (персонаж греческой мифологии Алекто - одна из трех эриний - богинь мщения). В лобовом листе корпуса машины без башни предполагалось установить 95-мм гаубицу с горизонтальными углами наводки по 30 град. влево-вправо. Экипаж предусматривался из пяти человек, а боекомплект к гаубице - 48 выстрелов. В опытном экземпляре, впрочем, установили 57-мм пушку. С окончанием войны работы по авиадесантной САУ «Алекто» прекратились. Но на базе «Алекто» все-таки создали авиадесантный бульдозер без вооружения.
С «Алекто» на долгое время прерывается конструирование легких танков в Великобритании, вплоть до появления в 1962 г. легкого авиатранспортабельного танка «Скорпион».
Мы не станем оценивать, насколько была удачной или неудачной конструкция «Тетрарха», тем более что в боях он практически не участвовал. Но каким бы он ни был - он был первым.
"Тетрарх" |
"Гарри Гопкинс" |
|
Боевая масса |
7,5 т |
8,5 т |
Экипаж |
3 чел. |
3 чел. |
Длина полная с пушкой вперед |
4,31 м |
|
Длина по корпусу |
4,12 м |
4,34 м |
Ширина |
2,31м |
2,72 м |
Высота |
2,12 м |
2,11 м |
Клиренс |
25 см |
25 см |
Длина опорной поверхности |
274 см |
274 см |
Ширина трака |
24,1 см |
24.1 см |
Бронирование: |
||
лоб корпуса |
14 мм |
38 мм |
борта |
14 мм |
17 мм |
корма |
14 мм |
10 мм |
крыша корпуса |
4 мм |
7 мм |
башня |
16 мм |
38 мм - лоб, 17 - борт |
Мощность двигателя |
165 л.с. |
165 л.с. |
Запас горючего |
205 л |
|
Макс, скорость по шоссе |
64 км/ч |
48 км/ч |
скорость по пересеченной местности |
45 км/ч |
|
ширина преодолеваемого рва |
1,5 м |
1,6 м |
Угол подъема |
35 град. |
35 град |
Глубина брода |
0,9 м |
0,8 м |
Запас хода по шоссе |
225 км |
|
Боекомплект: |
||
пушка |
50 выстрелов |
52 выстрела |
пулемет |
2025 патронов |
2025 патронов |