Предыдущая Оглавление

Поскольку англичане не имели ни ВДВ, ни средств доставки танков по воздуху, они решили предоставить, может быть в качестве опробывания, танки «Тетрарх» своему русскому союзнику. Русские - находчивые. И они найдут способ перебросить танки по воздуху. 20 «Тетрархов» были доставлены кружным путем вокруг Африки и через Иран - путем длительным, но не опасным (в отличие от северных морских конвоев). В десантных операциях эти танки не участвовали, но воевали в наших войсках на Северном Кавказе. А в таком виде ожидать от них каких-либо эффективных результатов было нельзя. Таким образом, мы упустили возможность первыми в истории применить специальные воздушно-десантные танки. Эта честь досталась англичанам. А один из поступивших в нашу страну «Тетрархов» сейчас находится в экспозиции Музея бронетанковой техники в г. Кубинка под Москвой. Остатки другого находятся под открытым небом вместе с другой техникой вблизи Монумента высадки десанта под Новороссийском.

Свой танк англичане решили перевозить не под «брюхом» самолета, а в специально сконструированном планере. Решить эту задачу поручили фирме General Aircraft Ltd. Так появился самый большой в Англии планер «Гамилькар» (имя известного карфагенского полководца 3 века до н.э.). Он имел вес 16 т и размах крыльев 45 м. Носовая часть планера могла откидываться вбок для выхода танка. Чтобы облегчить этот выход, планер не имел шасси, а садился прямо на «брюхо». Экипаж танка во время перелета находился в нем. Первые испытания «Гамилькара» прошли в ноябре 1942 г. А пока «Тетрархи» решили применить в ходе высадки английского десанта 5 мая 1942 г. на французский остров Мадагаскар, администрация которого подчинялась тогда французскому правительству Виши. Англичане опасались захвата Мадагаскара японцами, чей флот оперировал тогда в Индийском океане. 12 «Тетрархов» были высажены с десантных судов на берег и практически не встретили никакого сопротивления.

Наконец, наступил долгожданный D-Day, день высадки союзников в Нормандии - 6 июня 1944 г. Тогда посадочным способом высаживалась 6-я посадочная бригада из состава 6-й английской воздушно-десантной дивизии. Во второй волне высадки планерами «Гамилькар», буксируемыми бомбардировщиками «Галифакс», были высажены восемь «Тетрархов». Но им не повезло. Все поле высадки приземлившиеся английские парашютисты забросали своими парашютами. В них буквально запутались своей ходовой частью все «Тетрархи». Второе и последнее применение «Тетрарха» во время Второй мировой войны состоялось 24 марта 1945 г. Тогда несколько «Тетрархов» вместе с американскими воздушно-десантными танкам М22 «Локаст» были высажены за рекой Рейн. После войны «Тетрархи» использовались в тренировочных посадках и постепенно исчезли из действующей армии. 

Другие воздушно-десантные машины

Неудовлетворенные броневой защитой «Тетрарха», военные предложили конструкторам фирмы «Виккерс», используя базу «Тетрарха», построить танк с усиленной защитой. Ему дали название «легкий танк Мк. VIII улучшенный». Вскоре танк получил обозначение А.25Е1 и собственное имя «Гарри Гопкинс» (в честь Гарри Гопкинса - советника Президента США Ф.Д. Рузвельта (1890-1946 гг.). От «Тетрарха» были взяты общая компоновка, ходовая часть, трансмиссия, двигатель. Но корпус танка имел другую конструкцию с увеличенным внутренним объемом и доведенной до 38 мм толщиной брони. На нем установили многогранную башню, гидравлические усилители на рычаги управления, а также большего размера боковые люки механика-водителя. Было обращено внимание на повышение комфортности работы экипажа.

Прототипы нового танка были представлены в апреле 1941 г. И опять проект «Виккерса» передали в производство фирме «Метро-Кеммел», которая к 1944 г. изготовила 99 танков. Впрочем, они не приняли никакого участия в боевых действиях.

Однако база А.25Е1 была использована для создания самоходной установки, которая сначала получила название «Гарри Гопкинс» ISC или А.25Е2. Потом в свете тех же традиций машина получила название «Апекто» (персонаж греческой мифологии Алекто - одна из трех эриний - богинь мщения). В лобовом листе корпуса машины без башни предполагалось установить 95-мм гаубицу с горизонтальными углами наводки по 30 град. влево-вправо. Экипаж предусматривался из пяти человек, а боекомплект к гаубице - 48 выстрелов. В опытном экземпляре, впрочем, установили 57-мм пушку. С окончанием войны работы по авиадесантной САУ «Алекто» прекратились. Но на базе «Алекто» все-таки создали авиадесантный бульдозер без вооружения.

С «Алекто» на долгое время прерывается конструирование легких танков в Великобритании, вплоть до появления в 1962 г. легкого авиатранспортабельного танка «Скорпион».

Мы не станем оценивать, насколько была удачной или неудачной конструкция «Тетрарха», тем более что в боях он практически не участвовал. Но каким бы он ни был - он был первым.

"Тетрарх"

"Гарри Гопкинс"

Боевая масса

7,5 т

8,5 т

Экипаж

3 чел.

3 чел.

Длина полная с пушкой вперед

4,31 м

Длина по корпусу

4,12 м

4,34 м

Ширина

2,31м

2,72 м

Высота

2,12 м

2,11 м

Клиренс

25 см

25 см

Длина опорной поверхности

274 см

274 см

Ширина трака

24,1 см

24.1 см

Бронирование:

лоб корпуса

14 мм

38 мм

борта

14 мм

17 мм

корма

14 мм

10 мм

крыша корпуса

4 мм

7 мм

башня

16 мм

38 мм - лоб, 17 - борт

Мощность двигателя

165 л.с.

165 л.с.

Запас горючего

205 л

Макс, скорость по шоссе

64 км/ч

48 км/ч

скорость по пересеченной местности

45 км/ч

ширина преодолеваемого рва

1,5 м

1,6 м

Угол подъема

35 град.

35 град

Глубина брода

0,9 м

0,8 м

Запас хода по шоссе

225 км

Боекомплект:

пушка

50 выстрелов

52 выстрела

пулемет

2025 патронов

2025 патронов

Предыдущая Оглавление