Подводная лодка «Акула» и крейсер «Рюрик»
Крейсер «Рюрик» и линкоры «Слава» и «Цесаревич» на зимовке в Гельсингфорсе
По проекту корабль имел следующие тактико-технические элементы:
- наибольшая длина 161,2 м (по грузовой ватерлинии — 157,8 м);
- наибольшая ширина (с броней) 22,9 м;
- осадка 7,92 м, высота борта — 12,2 м;
- нормальное водоизмещение 15170 тонн.
Две паровые машины тройного расширения общей мощностью 19700 л.с. и 28 паровых водотрубных котлов системы Ярроу должны были обеспечивать кораблю скорость хода в 21 узел (наибольшая — 21,43 узла), скорость экономического хода — 10 узлов.
Нормальный запас угля составлял 1200 тонн, полный — 2000 тонн. Дальность плавания экономическим 10-узловым ходом достигала 4000 миль. Развив 21-узловой ход, крейсер мог пройти до 2200 миль.
В состав вооружения «Рюрика» входили четыре 254-мм орудия в двух концевых башнях, восемь 203-мм орудий в четырех бортовых башнях, двадцать 120-мм орудий, в том числе в кормовых казематах — 4 и 16 в центральных батареях (по 8 орудий с каждого борта).
Артиллерийское вооружение дополняли четыре 47-мм пушки, две 63,5-мм десантные пушки и восемь 7,62-мм пулеметов системы «Виккерс».
Минно-торпедное вооружение включало два подводных траверзных 450-мм торпедных аппарата и до 500 якорных мин заграждения.
Броневой пояс по ватерлинии состоял из двух рядов бронеплит общей высотой 3,2 м (нижняя кромка располагалась ниже ватерлинии на 1,5 м). Толщина бронеплит — 152 мм (в оконечностях уменьшалась до 102 и 76 мм). Казематы защищались 76-мм броней, главная и нижняя палубы имели толщину 37,5 и 25,4 мм, броневые скосы — 37,5 мм, спардек — 25,4 мм, толщина бронебашен была, соответственно, 203 мм для орудий калибра 254-мм и 178 — для 203-мм орудий. Барбеты башен имели броню толщиной 203 и 178 мм, крыши — 64 и 50 мм соответственно. Боевая и дальномерная рубки защищались броней, соответственно, 203 и 127-мм толщины. Общая масса брони составляла 32 процента нормального водоизмещения.
![]() |
![]() |
Кубрик на крейсере «Рюрик» |
Крейсер «Рюрик». Стрельбы |
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса на водонепроницаемые отсеки и высокоэффективной системой выравнивания крена и дифферента, концевые бортовые отсеки и таковые отсеки в средней части корабля соединялись между собой широкими перепускными каналами, расположенными в междудонном пространстве, и могли быть заполнены в течение 1,5 минуты.
Экипаж составлял 943 человека (данные на 1913 г.), из них — офицеров — 26, кондукторов — 22, нижних чинов — 895.
Закладка крейсера на стапеле состоялась 9 августа 1905 г., спуск на воду 4 ноября 1906 г. К июню 1907 г. были завершены достроечные работы, включая монтаж котлов и главных механизмов. Однако к моменту закрытия верхней палубы произошла задержка с поставкой палубной брони.
8 июля 1907 г «Рюрик» приступил к ходовым испытаниям на мерной миле в Склермории (залив Ферт-оф-Клайд близ города Глазго).
Приемную комиссию возглавлял генерал-майор корпуса корабельных инженеров П.Е. Черниговский. Испытания корабля проводились без артиллерии и бронебашен, так как изготовлявший их завод в Шеффилде не уложился в заданный срок. Необходимо отметить, что 8-дюймовая (203-мм) двухорудийная артустановка была разработана на металлическом заводе в Санкт-Петербурге и устанавливалась на линкорах типов «Андрей Первозванный». Такие же пушки, но в орудийных башнях британского производства имел и крейсер «Рюрик». 10-дюймовая (254-мм) пушка являлась полностью «виккерсовской». Она разрабатывалась по тактико-техническому заданию русского Морского министерства. В связи с этим в орудии использовалась система скрепления ствола длинными цилиндрами, тогда как в британской практике применялась проволочная конструкция.