Флагман вице-адмирала Н.О. Эссена крейсер «Рюрик», 1911 г.
Крейсер «Рюрик» оказался единственным в русском флоте носителем этих артиллерийских систем, так как в начавшуюся «эпоху дредноутов» требовались уже более мощные орудия. Зато 120-мм пушки, установленные на этом корабле, нашли широкое применение в русском флоте: они стояли на первых русских дредноутах типа «Севастополь», на речных мониторах типа «Шквал» Амурской флотилии. По поводу передачи британской стороне чертежей орудий, числившихся секретными, в русской Государственной Думе даже было возбуждено парламентское расследование. При передаче этих документов не были соблюдены все положенные бюрократические формальности, но дело свелось к обычной парламентской шумихе и серии статей в «желтой прессе».
Итак, испытания начались. Крейсер совершил 14 пробегов по мерной миле, достигнув максимальной скорости 21,58 узла. Средняя скорость корабля при водоизмещении 15133 тонны составила 21,43 узла при мощности машин 20580 л.с. В целом результаты испытаний оказались вполне удовлетворительными.
Монтаж башен и установка артиллерии затянулись до весны 1908 г. В августе того же года на корабле был поднят русский Андреевский флаг, и вскоре крейсер ушел в Россию.
Внесенные в ходе постройки изменения проектной документации, связанные с учётом опыта русско-японской войны, и увеличение массы принятых грузов привели к росту водоизмещения до 17250 тонн при осадке 8,73 метра.
Первые артиллерийские стрельбы потребовали проведения работ по подкреплению и переделке подбашенных конструкций, оказавшихся слабыми для новых русских орудий.
Окончательно крейсер вступил в строй Российского Императорского флота в июле 1909 г. В том же году он принял участие в торжествах по случаю прихода в Шербур (Франция) отряда русских кораблей и в большом морском параде британского флота на Спитхедском рейде. В следующем году «Рюрик» в составе русской эскадры участвует в визите в княжество Черногория. На обратном пути в ноябре 1910 г. в проливе Ла-Манш и в Северном море перегруженный корабль попал в шторм. Амплитуда бортовой качки достигала 16 градусов, на крейсер обрушивались огромные водяные валы. Вода проникла в помещения под жилой и броневой палубами через неплотности в кожуховых крышках, установленных без резиновых уплотнителей. Корабль, однако, с честью выдержал удары стихии и благополучно вернулся в Россию.
В годы Первой мировой войны крейсер «Рюрик» являлся флагманским кораблем командующего Балтийским флотом адмирала Н.О. Эссена, своего первого командира. Корабль принимает активное участие в боевых операциях, в том числе в обеспечении и самостоятельном выполнении активных минных постановок. 13 февраля 1915 г. крейсер потерпел серьезную аварию, налетев на камни в районе маяка Фарэ (остров Готланд). Приняв около 2400 тонн воды, «Рюрик» сумел самостоятельно дойти до базы.
Крейсер «Рюрик» и линкоры «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» в учебном походе