Предыдущая Оглавление Следующая

Rur14010.jpg

Продольный разрез броненосного крейсера «Рюрик»

Доковый ремонт в Кронштадте занял три месяца. Уже 2 июля 1915 г. отремонтированный крейсер участвует в бою у о. Готланд с германским отрядом, ведя поединок с броненосным крейсером «Роон» и легким «Любек». Бой длился 25 минут, в «Рюрик» попало одиннадцать 150-мм снарядов с «Роона» (все попадания — выше ватерлинии). В ходе боя в носовой 254-мм башне «Рюрика» вышла из строя система вентиляции, в результате чего семь человек из артиллерийского расчета отравились газами. Осколками германских снарядов ранены девять человек. Убитых в этом бою не было.

В июле 1915 г. «Рюрик» участвует в обеспечении перехода линкора «Слава» в Рижский залив, в октябре-ноябре — в новых минно-заградительных операциях.

Rur14011.jpg

Крейсер «Рюрик» в штормовом море

19 ноября 1916 г. отряд русских кораблей в составе линкора «Андрей Первозванный», крейсеров «Баян» и «Рюрик» и четырех миноносцев совершал переход из Свеаборга в Кронштадт, вечером того же дня, когда отряд находился в районе острова Гогланд, под форштевнем «Рюрика» взорвалась мина, поставленная германской подводной лодкой «UC-27». Взрыв 150-килограммового заряда разворотил подводную носовую часть оконечности крейсера на протяжении от 0 до 20 шпангоута. Корабль принял около 500 тонн воды и осел носом на 9,1 метра. Хорошо обученный экипаж крейсера умело и активно боролся за живучесть. Уже через 35 минут после подрыва «Рюрик» смог дать ход и некоторое время спустя благополучно прибыл в Кронштадт. После двухмесячного ремонта корабль вновь вошел в состав действующего флота. В ходе ремонтно-восстановительных работ были произведены: переборка главных и вспомогательных механизмов; замена трубок в котлах; установлена треногая мачта английского типа; переоборудован ходовой мостик; изменен состав вспомогательной артиллерии, которая стала включать две 47-мм пушки, одну 40-мм зенитку и два 7,62-мм пулемета.

Rur14012.jpg Rur14013.jpg Rur14014.jpg

 

 

Крейсер «Рюрик». Общий вид на пробоину от взрыва мины Район разрушения от взрыва мины Район разрушения от взрыва мины. Вид с носа

В 1918 г. «Рюрик» участвует в обеспечении перехода русских кораблей из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. В отечественной историографии этот переход известен как «Ледовый поход Балтийского флота 1918 года». 24-27 февраля «Рюрик» совершает переход из Ревеля в Гельсингфорс, а 12-17 марта — в Кронштадт; 6-10 апреля «Рюрик» конвоирует ледокол «Ермак», вышедший навстречу кораблям 2-го отряда, идущим из Гельсингфорса.

В октябре 1918 г. «Рюрик» сдали в Кронштадский порт на долговременное хранение. Во время Гражданской войны 1917-1922 гг. с законсервированного крейсера сняли семнадцать 120-мм орудий, которые были установлены на ряде кораблей Северодвинской речной флотилии, Волжской и Онежской военных флотилий, а также на бронепоездах. В 1923 г. крейсер «Рюрик» был разобран на металл. 21 ноября 1925 г. его исключили из списков флота. Снятые с корабля 203-мм башенные орудия были установлены на форте «Передовой» («Серая Лошадь») Кронштадтского Оборонительного района. Во время Великой Отечественной войны они использовались для обороны так называемого Ораниенбаумского пятачка.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz