Продольный разрез броненосного крейсера «Рюрик»
Доковый ремонт в Кронштадте занял три месяца. Уже 2 июля 1915 г. отремонтированный крейсер участвует в бою у о. Готланд с германским отрядом, ведя поединок с броненосным крейсером «Роон» и легким «Любек». Бой длился 25 минут, в «Рюрик» попало одиннадцать 150-мм снарядов с «Роона» (все попадания — выше ватерлинии). В ходе боя в носовой 254-мм башне «Рюрика» вышла из строя система вентиляции, в результате чего семь человек из артиллерийского расчета отравились газами. Осколками германских снарядов ранены девять человек. Убитых в этом бою не было.
В июле 1915 г. «Рюрик» участвует в обеспечении перехода линкора «Слава» в Рижский залив, в октябре-ноябре — в новых минно-заградительных операциях.
Крейсер «Рюрик» в штормовом море
19 ноября 1916 г. отряд русских кораблей в составе линкора «Андрей Первозванный», крейсеров «Баян» и «Рюрик» и четырех миноносцев совершал переход из Свеаборга в Кронштадт, вечером того же дня, когда отряд находился в районе острова Гогланд, под форштевнем «Рюрика» взорвалась мина, поставленная германской подводной лодкой «UC-27». Взрыв 150-килограммового заряда разворотил подводную носовую часть оконечности крейсера на протяжении от 0 до 20 шпангоута. Корабль принял около 500 тонн воды и осел носом на 9,1 метра. Хорошо обученный экипаж крейсера умело и активно боролся за живучесть. Уже через 35 минут после подрыва «Рюрик» смог дать ход и некоторое время спустя благополучно прибыл в Кронштадт. После двухмесячного ремонта корабль вновь вошел в состав действующего флота. В ходе ремонтно-восстановительных работ были произведены: переборка главных и вспомогательных механизмов; замена трубок в котлах; установлена треногая мачта английского типа; переоборудован ходовой мостик; изменен состав вспомогательной артиллерии, которая стала включать две 47-мм пушки, одну 40-мм зенитку и два 7,62-мм пулемета.
![]() |
![]() |
![]()
|
Крейсер «Рюрик». Общий вид на пробоину от взрыва мины | Район разрушения от взрыва мины | Район разрушения от взрыва мины. Вид с носа |
В 1918 г. «Рюрик» участвует в обеспечении перехода русских кораблей из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. В отечественной историографии этот переход известен как «Ледовый поход Балтийского флота 1918 года». 24-27 февраля «Рюрик» совершает переход из Ревеля в Гельсингфорс, а 12-17 марта — в Кронштадт; 6-10 апреля «Рюрик» конвоирует ледокол «Ермак», вышедший навстречу кораблям 2-го отряда, идущим из Гельсингфорса.
В октябре 1918 г. «Рюрик» сдали в Кронштадский порт на долговременное хранение. Во время Гражданской войны 1917-1922 гг. с законсервированного крейсера сняли семнадцать 120-мм орудий, которые были установлены на ряде кораблей Северодвинской речной флотилии, Волжской и Онежской военных флотилий, а также на бронепоездах. В 1923 г. крейсер «Рюрик» был разобран на металл. 21 ноября 1925 г. его исключили из списков флота. Снятые с корабля 203-мм башенные орудия были установлены на форте «Передовой» («Серая Лошадь») Кронштадтского Оборонительного района. Во время Великой Отечественной войны они использовались для обороны так называемого Ораниенбаумского пятачка.