Оценивая проект в целом, можно сказать, что крейсер «Рюрик» являлся самым мощным и боеспособным крейсером русского флота, проявил высокую живучесть и хорошие мореходные качества. Основными недостатками его были невысокая скорость хода и слабое вертикальное бронирование относительно калибра артиллерии. Постройка броненосного крейсера «Рюрик» послужила первым шагом к созданию нового в русском флоте класса кораблей — линейных крейсеров, заложенных в декабре 1913 г. («Измаил», «Кинбурн», «Бородино» и «Наварин»).
![]() |
![]() |
Крейсер «Рюрик» после ремонта 1917 г. | Крейсер «Рюрик» под флагом вице-адмирала Н.О. Эссена |
Крейсер «Рюрик» перед началом Первой мировой войны
Из зарубежных «собратьев» наиболее близко к «Рюрику» стоят итальянские броненосные крейсера типа «Амальфи» («Амальфи», «Пиза» — вошли в строй в 1909 г.) и построенный по заказу Греции «Г. Аверов» (вошел в строй в 1911 г., до настоящего времени сохраняемый в качестве корабля-музея в пригороде Афин).
Снова возвращаясь к «Рюрику», можно сказать, что моряки Российского флота не забыли славный корабль: на вечном хранении в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге находятся серебряная закладная доска крейсера «Рюрик», преподнесенная в 1907 г. фирмой «Виккерс», модель корабля, изготовленная в 1906 г. в Великобритании (выставлены в 1-м зале ЦВММ), а также документация по постройке корабля и личные вещи некоторых членов экипажа.
В конце 1990-х гг. на Калининградском заводе «Янтарь» предполагалась постройка серии из трех сторожевых кораблей проекта 12441 «Гром», разработанного ЦКБ «Алмаз», одному из которых предполагалось присвоить имя «Рюрик». Из-за отсутствия должного финансирования дальше закладки головного «Новика» в июле 1997 г. дело так и не пошло. Однако все же хочется верить, что когда-нибудь в строй флота ВОЗРОЖДЕННОЙ России вновь войдет корабль, на борту которого будет сверкать золотом славное имя «РЮРИК».
Литература
1. Боевая летопись русского флота. М. 1948 г.
2. Иванов С.В. Живучесть боевого надводного корабля. МЛ. 1940 г.
3. История отечественного судостроения, т. 2, СПб, 1995, т. 3, СПб, 1996 г.
4. Корабли и вспомогательные суда советского военно-морского флота (1917-1927 гг.) // Бережной С.С. и др., М., 1948 г.
5. Мельников P.M. Броненосный крейсер «Рюрик» //Судостроение, 1980 г., № 11, с. 67-71.
6. Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 гг.), М., 1948 г.
7. Оружие российского флота (1696-1996 гг.) Петров A.M. и др., СПб, 1996 г.
8. Пузыревский К.П. Повреждение кораблей от подводных взрывов и борьба за живучесть. ЛМ, 1938 г.
9. Пузыревский К.П. Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Л., 1940 г.
10. Пузыревский К.П. Повреждения кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы. МЛ, 1942 г.
11. Апальков Ю.Б. Боевые корабли русского флота. 8.1914-10.1917. СПб, 1996г.
12. «Морская коллекция», номера с 1997 по 2000 гг.
13. Сулига С. Корабли русско-японской войны. Российский флот. М. «Аскольд», 1993 г., с. 12 — (Взяты данные о экипаже). — «Рюрик-1».
14. Rene Greger. The Russian fleet. 1914-1917. London, 1972.