Оглавление Следующая

СИСТЕМА-200

Сергей Ганин Владимир Коровин Александр Карпенко Ростислав Ангельский

Авторы выражают глубокую благодарность за помощь ветерану Войск ПВО Михаилу Лазаревичу Бородулину.

S200001.jpg

В середине 1950-х гг. в условиях быстрого развития сверхзвуковой авиации и появления термоядерного оружия особую актуальность приобрела задача создания перевозимой зенитной ракетной системы большой дальности, способной перехватывать скоростные высотные цели. Эта задача не решалась созданием системы «Даль», разработка которой уже велась с 1954 г. «Даль», создававшаяся под руководством С А. Лавочкина, представляла собой стационарную систему, отвечающую задачам объектового прикрытия административно-политических и промышленных центров, но малопригодную для создания зональной ПВО.

Передвижная система С-75, принятая на вооружение в 1957 г., в своих первых модификациях имела дальность всего около 30 км, так что формирование рубежей обороны на вероятных путях пролета авиации вероятного противника к наиболее населенным и промышленно развитым районам СССР с использованием этих комплексов превращалось в чрезвычайно дорогостоящую затею. Особенно сложным было бы создание таких рубежей на наиболее опасном северном направлении, находившемся на кратчайшем пути подлета американских стратегических бомбардировщиков и самолетов-снарядов. Северные районы, даже европейской части нашей страны, отличались редкой сетью дорог, малой плотностью населенных пунктов, разделенных обширными пространствами почти непроходимых лесов и болот.

По правительственному Постановлению от 19 марта 1956 г. под общим руководством КБ-1 была начата разработка новой передвижной системы С-175. По Постановлению от 8 мая 1957 г. №501-250 для этой системы задавалась дальность действия 60 км - вдвое больше, чем у первого варианта С-75. Средства С-175 должны были поражать скоростные высотные бомбардировщики, самолеты-снаряды и крылатые ракеты дальнего действия. Высота применения С-175 при скорости цели 1500 км/ч составляла от 3 до 20 км, а при скорости 3000 км/ч - от 15 до 30 км.

Для применения в новой системе рассматривались две ракеты - лавочкинская «225», ранее создававшаяся для комплекса С-50, предназначавшегося для прикрытия Ленинграда, и вновь разрабатываемая ракета В-850 ОКБ-2 П.Д. Грушина. Правительственным документом предписывалось выпустить эскизный проект системы С-17 5 к середине 1958 г., изготовить первые экспериментальные образцы в III квартале 1959 г. и начать заводские и совместные испытания в I и II кварталах 1960 г. соответственно. В декабре 1957 г. в ОКБ-2 был выпущен аванпроект на ракету В-850. По результатам проработок, масса новой ракеты должна была составить 4,71 т при длине 9,72 и диаметре корпуса 0,75 м.

Однако дальнейшие проектные исследования показали, что при использовании в комплексе перевозимых и, следовательно, относительно малогабаритных РЛС для системы радиокомандного управления ракетой не удастся обеспечить точность, гарантирующую требуемую эффективность применения ракет на дальней границе зоны поражения. С другой стороны, по результатам испытаний «Системы-75» выявились некоторые резервы повышения дальности действия как ее радиоэлектронных средств, так и ракеты. Реализация этих резервов достигалась путем эволюционного развития комплекса С-75 с обеспечением высокого уровня преемственности, как в технологии производства, так и в средствах эксплуатации. Дальнейший ход работ по модернизации комплекса С-75 подтвердил обоснованность этого направления. Уже в 1961 г. на вооружение был принят ЗРК С-75М с ракетой В-755, обеспечивающей поражение целей на дальностях до 43 км, а в дальнейшем досягаемость комплексов этого семейства, применительно к целям типа околозвуковых стратегических бомбардировщиков, была доведена до 56 км - величины, практически соответствовавшей требованиям к С-175.

Модернизация комплекса С-75 не требовала привлечения значительных сил конструкторов, а потому велась в КБ серийных заводов, что позволяло сосредоточить основные усилия головных разработчиков - КБ-1 Госкомитета по радиоэлектронике (ГКРЭ) и ОКБ-2 Госкомитета по авиационной технике (ГКАТ) на создании принципиально новой системы с применением на ракете головки самонаведения, не имеющей ограничений по дальности, органически присущих комплексам с радиокомандным наведением. Основные принципы построения и возможные характеристики зенитной ракетной системы большой дальности уже были определены ранее, по результатам проведенной в КБ-1 по инициативе А.А. Расплетина научно-исследовательской работы, в которой участвовали К.С. Альперович, А.Г. Басистое, Б.В. Бункин, В.Е. Черномордик и ряд других сотрудников. В соответствии с ее результатами была отмечена целесообразность создания зенитной ракетной системы большой дальности взамен С-175. Заказчик согласился с предложениями промышленности и поддержал соответствующее обращение в Правительство.

Первым пунктом Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 июня 1958 г. №608-293, определившего направления очередных работ по ракетным и авиационным средствам ПВО, была задана разработка перевозимой зенитной ракетной системы С-200 со сроком представления опытного образца на совместные летные испытания в III кв. 1961 г.

Оглавление Следующая