Предыдущая Оглавление Следующая

Радиовысотомер ПРВ-13 разработан в НИИ-244 на базе высотомера ПРВ-11 «Вершина». В новом высотомере, выпускавшимся заводом №588, были введены трехкоординатный и программный режимы работы пеленгационного канала. Была обеспечена возможность определения дальности, азимута и высоты низколетящих (на высоте от 100 м и выше) целей в автономном режиме и по внешнему целеуказанию от сопрягаемой РЛС кругового обзора, выдачи на эту РЛС пеленгов самолетов-постановщиков помех, а также наведения самолетов-перехватчиков при взаимодействии пунктов управления зенитных ракетных войск и истребительной авиации в общих зонах огневых действий. Оборудование ПРВ-13 монтировалось на трех прицепах. Аппаратный контейнер и ДЭС размещались на базе низкорамных двухосных прицепов, антенный пост - на поворотном основании на артиллерийской тележке КЗУ-16.

При размещении комплексов системы С-200 на стационарных позициях в районах со сложными климатическими и ветровыми условиями использовались специальные укрытия для РЛС П-14 и П-14Ф, для радиолокационных станций П-80 «Алтай» и для радиовысотомеров ПРВ-13 и ПРВ-17.

Стрельбовый канал включал следующие средства:

Радиолокатор подсвета цели (РПЦ) представлял собой доплеровскую РЛС непрерывного излучения, обеспечивающую как подсвет цели для наведения ЗУР с полуактивными головками самонаведения, так и индикацию информации о цели и обстреливающих ее ракетах в течение всего времени боевой работы.

По оценке зарубежных специалистов, РПЦ (код НАТО Square Pair) работал в довольно широком диапазоне радиочастот, что позволяло «разнести» рабочие частоты (литеры) излучения каждого РПЦ группы и соседних групп для исключения неблагоприятного взаимного влияния при боевой работе.

Радиолокатор подсвета цели работал в режиме непрерывного излучения зондирующего сигнала в двух основных режимах работы: монохроматического излучения (МХИ) и фазокодовой модуляции (ФКМ).

В режиме монохроматического излучения сопровождение воздушной цели осуществлялось по углу места, азимуту и скорости. Дальность могла быть введена вручную по целеуказанию от командного пункта или придаваемых радиолокационных средств, после чего по углу места определялась аппроксимированная высота полета цели. Захват воздушных целей в режиме монохроматического излучения был возможен на дальности до 400-410 км, а переход на автосопровождение цели головкой самонаведения ракеты осуществлялся на дальности 290-300 км.

В режиме фазокодовой модуляции сопровождение воздушной цели производилось по четырем координатам: углу места, азимуту, скорости и дальности. Определение дальности фиксировалось оператором РПЦ в ходе проведения операции выборки неоднозначности по дальности, которая осуществлялась примерно за 30 с. На основании радиолокационных данных выбирался тип траектории полета ракеты - высотная либо низкая, а также характер цели - закрытая, особая, групповая цель.

После захвата цели РПЦ на автосопровождение на кабину К-3М стартовой батареи в автоматическом режиме передавалась необходимая информация, на основании которой вырабатывались команды для азимутального разворота пусковых установок, наведения ГСН ракет по углам, частоте принимаемого сигнала, скорости и дальности цели.

При необходимости РПЦ использовался для допоиска воздушных целей по внешним целеуказаниям. Но соответствующие возможности РПЦ были относительно невысоки. Поиск целей мог вестись в режиме секторного поиска при механическом сканировании пространства «узким лучом» шириной 0,7 град, в секторе 4 град, на 4 град., или в секторе 8 град, на 8 град. В отличие от комплекса С-75 электронное сканирования пространства радиолокационным лучом конструкцией облучателей антенн не обеспечивалось.

Вся обслуживаемая радиоаппаратура антенного поста была размещена в двух контейнерах. При боевой работе в контейнерах антенного поста люди не находились.

Серийное производство антенн велось на заводе №23 («Завод им М.В. Хруничева») и Горьковском механическом заводе, аппаратные контейнеры антенного поста и их основания изготавливали на волгоградском заводе "Баррикады".

Антенный пост К-1 массой 36 тонн устанавливался на крестообразном основании. Обеспечивалось круговое вращение контейнера и закрепленных на нем антенн совместно с механизмом их угломестного поворота. Управление положением лучей антенн в пространстве осуществлялось за счет поворота антенной системы по углу места и разворота всего антенного поста по азимуту.

При смене боевой позиции транспортировка демонтированных с РПЦ элементов производилась на придаваемых комплексу четырех двухосных низкорамных прицепах. Нижний контейнер антенного поста транспортировался непосредственно на своем основании после крепления съемных колесных ходов и уборки боковых станин. Буксировка осуществлялась автомобилем повышенной проходимости КрАЗ-214 (КрАЗ-255), у которого кузов загружался для повышения тягового усилия.

На подготовленной стационарной позиции огневых дивизионов для размещения части боевых средств радиотехнической батареи, как правило, строилось бетонное сооружение с земляным насыпным укрытием. Такие бетонные сооружения строились в нескольких типовых вариантах. Сооружение позволяло защитить технику (кроме антенн) от осколков боеприпасов, бомб малого и среднего калибра, снарядов авиационных пушек при налете авиации противника непосредственно на боевую позицию. В отдельных помещениях сооружения, оборудованных герметизированными дверями, системами жизнеобеспечения и очистки воздуха, размещались комната дежурной боевой смены радиотехнической батареи, комната отдыха, учебный класс, убежище, туалет, тамбур и душевая для проведения дезинфекционной обработки личного состава батареи.

Для увеличения дальности обнаружения воздушных целей и уменьшения отражений от местных предметов антенный пост устанавливался на самом верху укрытия. Для защиты антенного поста от поражающих факторов ядерного взрыва было разработано шахтное сооружение с подъемником, позволявшее укрывать антенный пост в шахте, но из-за высокой стоимости сооружения и осуществления инженерной подготовки позиции такие укрытия не строились.

Аппаратная кабина - кабина боевого управления К-2 размещалась на базе полуприцепа типа ОдАЗ-828. Аппаратура была разработана КБ-1 при участии НИИ-17 в части разработки ЭВМ «Пламя», которая выпускалась на радиотехническом заводе в Астрахани.

В режиме функционального контроля на аппаратуре проводились проверки функционирования всех систем и обучение расчета боевой работе. Обеспечивалась возможность тренировок расчета РПЦ по поиску воздушных целей и их обстрелу в имитационном режиме. В кабинах К-9 и К-2 находились и тренажерные средства комплекса, которые обеспечивали возможность простейшей тренировки боевых расчетов КП и РПЦ.

Предыдущая Оглавление Следующая