![]() |
![]() |
Алюминиевый корпус 155-мм САУ М109А6 при пожаре внутри машины выгорел полностью. Если бы там еще был боекомплект, то от машины ничего бы не осталось вообще |
А вот этому БТР и его экипажу не повезло |
|
Поражение ходовой части танка «Абрамс» бронебойно-подкалиберным снарядом - разрушены все опорные катки и ведущее колесо. |
Солидное преимущество танков коалиции и в огневой мощи, и в защищенности. Мощные 120-мм пушки «Абрамсов» и «Челленджеров» бронебойно-подкалиберными снарядами (БПС) с сердечниками из обедненного урана способны пробить лобовую броню Т-72М на дальностях до 2500 м, а Т-55 - до 3500 м. А вот пушки Т-55 и Т-72 не могут причинить вреда ни «Абрамсам», ни «Челленджерам» при стрельбе в лобовые проекции и на значительно меньших дальностях - снаряды, имеющиеся па вооружении танковых войск Ирака, проектировались для борьбы с танками М60. Лучший 125-мм БПС 3ВБМ9 из состава боекомплекта Т-72М иракских войск был снят с вооружения Советской Армии еще в 1973 г., т.е. когда ни «Абрамса», ни «Челленджера» еще на чертежах не было. Защита Т-72М способна устоять против 105-мм БПС танка М60 на дальностях от 1000 м, но, как я уже говорил, М60А3 американцами использовались в ограниченном количестве во время последней войны.
Видимо, учитывая все это, иракское командование решило избежать открытых столкновений с танками коалиции. Показанные телевизионными каналами иракские Т-55 боевых повреждений не имели. Судя по всему, они были брошены иракскими танкистами при отходе. В последующем, как свидетельствовали кадры телехроники, они уничтожались американскими или британскими саперами путем подрыва зарядами взрывчатки. После этого американские фотографы и телеоператоры снимали результаты подрывов на пленку и демонстрировали публике как результат работы танкистов коалиции. Видимо, эта практика отработана еще с «Бури в пустыне», а то откуда бы взяться стольким оторванным башням Т-72М, демонстрировавшимся в 1991 г.
И все же были случаи, когда иракские танкисты вели огонь по танкам коалиции. На одной из фотографий, опубликованной в Интернете, изображен «Абраме», у которого попаданием БПС выведена из строя ходовая часть: гусеница, направляющее колесо, все семь(!) опорных катков и ведущее колесо разрушены прямым попаданием этого снаряда. Аккуратненько посерединке всех катков и снизу направляющего и ведущего колес снаряд унес с собой все, что смог. Учитывая, что иракские танкисты знали о том, что стрельба в лоб по «Абрамсу» бессмысленна, они вели огонь по ходовой части. Судя по причиненному ущербу, стреляли довольно точно - попасть в корпус и башню, это одно, а в переднюю проекцию гусеницы - это совсем другое.
В действиях бронетанковых сил коалиции заслуживает внимания и такой факт - вся бронетанковая техника двигалась исключительно по дорогам, несмотря на то, что зачастую борта подставлялись под огонь противника. Основных причин этому как минимум две: меньше поднимается пыли, на которую очень болезненно реагируют воздухоочистители западных танков, а вторая - боязнь нарваться на противотанковую мину. Противобортовых мин, насколько мне известно, в Ираке не было, а мину нажимного действия поставить на дорогу, где толщина асфальтового покрытия около метра - проблематично. А дороги в Ираке построены на совесть, не то, что у нас. На гусеничной технике коалиции даже не были сняты асфальтоходные подушки, и, как результат, в тех случаях, когда механики-водители не справлялись с управлением и съезжали с дорог, танки и БМП надолго застревали на обочинах, некоторые навсегда.
Как и во время «Бури в пустыне», имелись случаи самопроизвольного возгорания силовых отделений танков «Абрамс». При этом надо заметить, что в этом году зима и весна по ближневосточным меркам были относительно холодные, дневные температуры на конец марта и начало апреля не превышали +30 град. С.
Во многих случаях возгорания внутри танков «Абрамс» (сгоревшие «Челленджеры» увидеть на фотографиях не пришлось, хотя сообщения об их потерях были) боекомплект детонировал, правда, это не приводило к срыву башни. Объясняется это тем, что в боекомплекте «Абрамса» отсутствуют осколочно-фугасные снаряды (ОФС). Имеющиеся в боеукладках кумулятивные снаряды при детонации не создают достаточной ударной волны, которая срывает башню, а ограничиваются только пробоем брони в месте их расположения. Это я еще заметил по результатам детонации боекомплектов во время пожаров на отечественных машинах. При всем при том, что башня «Абрамса» в таких случаях остается на месте, от этого не легче, машина восстановлению не подлежит, днище и борта корпуса разворачивает основательно.