Суворов Сергей Викторович
В начале 1950-х гг. коллективы ведущих танковых конструкторских бюро Советского Союза приступили к разработке танка второго послевоенного поколения. Это было обусловлено тем, что в арсеналах наиболее развитых стран запада и СССР уже имелось достаточное количество ядерного оружия как сверхмощного, так и сверхмалого калибров, и будущую войну планировалась вести с широким применением этого оружия. В условиях применения ядерного оружия танки оставались одним из важнейших средств в арсеналах сухопутных войск для достижения успеха на поле боя. Кроме того, в это же время во многих армиях мира было принято на вооружение новое эффективное средство борьбы с танками - противотанковые управляемые ракеты (ПТУР). Имеющиеся к тому времени на вооружении Советской Армии средние танки Т-54 (а позже и Т-55), воплотившие в себя весь передовой опыт отечественного и мирового танкостроения, основывающегося на опыте Второй мировой войны, уже не в полной мере отвечали требованиям общевойскового боя с использованием вышеперечисленных средств вооруженной борьбы.
Именно поэтому войскам был необходим танк, способный «выжить» в условиях применения на поле боя ядерного оружия и ПТУР, а также эффективно бороться с танками и другими огневыми средствами противника. И к середине 1960-х гг. такой танк был создан в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению (ХКБМ) под руководством генерального конструктора А.А. Морозова - одного из создателей прославленной «тридцатьчетверки», главного конструктора танков Т-44, Т-54 и их модификаций. Это был принципиально новый танк Т-64 «объект 432», который по праву можно назвать первым в мире танком второго послевоенного поколения. Появление танка Т-64 можно сравнить с появлением в свое время легендарной «тридцатьчетверки» - настолько же он был новым и необычным для того времени. Примененные на танке новые конструкторские и технические решения были новыми не только в отечественном, но и в мировом танкостроении.
Компоновочная схема «шестьдесятчетверки», механизм заряжания, трансмиссия, корпус и башня с небольшими изменениями до сих пор используются в отечественном и зарубежном танкостроении на различных модификациях танков Т-80, Т-84 и частично на танке Т-72 и его модификациях. Завеса секретности, скрывавшая танк Т-64 в годы его массового выпуска в 1970-1980 гг. (и было, что скрывать), отодвинула эту уникальную машину на второй план, предоставив «пальму первенства» таким машинам как Т-72, который экспортировался во многие страны мира, а немного позже и танку Т-80. Более того, отсутствие достоверной информации о машине породило массу слухов и небылиц относительно ее достоинств и недостатков, которые, конечно же, танк Т-64 имел, как имеет их и любой другой танк, включая и последние Т-80У и Т-90.
Снятие секретности с Т-64, все эти небылицы и слухи, а порой и откровенное охаивание этой уникальной машины, подтолкнули меня написать об этом танке, составлявшем основу главной ударной силы Сухопутных войск в 1970-1980 гг., тем более, что знаю эту машину не понаслышке.
История создания
Разработка перспективного танка, получившего обозначение «объект 430», началась в 1951 г. в инициативном порядке на харьковском заводе №75 после возвращения А.А. Морозова и части конструкторов возглавляемого им КБ из Нижнего Тагила. По указанию Александра Александровича в КБ-60 был организован отдел нового проектирования, который возглавил заместитель главного конструктора Я.И. Баран. Надо сказать, что работы по перспективному танку начались А.А. Морозовым еще в Нижнем Тагиле в ОКБ-520 завода №183 (ныне КБ УВЗ и ФГУП «Уралвагонзавод» соответственно). Задумывался принципиально новый средний танк, впоследствии получивший обозначение «объект 140». Он имел бронекорпус новой формы, более мощный двигатель В-36 и механическую планетарную трансмиссию с фрикционными элементами, работающими в масле. Управление трансмиссией осуществлялось при помощи системы гидросервоуправления. Однако возникшие при проектировании машины разногласия между инженерами ОКБ, дирекцией завода и представителями заказчика относительно принципиальных вопросов по конструкции перспективного танка вынудили А.А. Морозова продолжить работу по этой машине после возвращения в Харьков. Дальнейшие работы по 140-му объекту в Нижнем Тагиле возглавил Леонид Николаевич Карцев.
Предэскизный проект перспективного среднего танка был разработан уже к 1953 г. «Объект 430» проектировался как принципиально новая машина с мощной броневой защитой, новым многотопливным турбопоршневым двухтактным дизельным двигателем 4ТД с горизонтальным расположением цилиндров и эжекционной системой охлаждения, специально сконструированным под руководством А.Д. Чаромского в дизельном КБ харьковского завода № 75. Такая система охлаждения, по сравнению с обычной в те годы вентиляторной, потребляла на 12-15% меньше мощности, занимала меньший объем в силовом отделении, имела меньший вес, была более проста по конструкции и более надежна, т.к. не имела движущихся частей.