Опытный танк «объект 430»
Как и на «объекте 140», планировалась установка механической планетарной трансмиссии с фрикционными элементами, работающими в масле, и системой гидросервоуправления. Вооружение танка предусматривало установку 100-мм танковой пушки Д-54ТС, имеющей на 30% большую дульную энергию, чем у пушки Д-10Т, устанавливаемой на серийных танках Т-54. Впервые на среднем танке предусматривалась установка оптического прицел-дальномера ТПДМС.
В то время, когда КБ-60 полным ходом работало над перспективным танком, к работам подключилось и Нижнетагильское ОКБ-520. Надо отдать должное главному конструктору КБ Л.Н. Карцеву - несмотря на кадровые проблемы, они вместе с директором УВЗ И.В. Окуневым сумели добиться того, чтобы их коллектив также получил задание на разработку перспективного танка, и работа созданию «объекта 140» была вынесена на конкурс. Для главного конструктора это, несомненно, большая удача, так как в этом случае его конструкторское бюро может рассчитывать на увеличение финансирования, приток квалифицированных специалистов, но самое главное - оно получает ни с чем не сравнимый опыт работы.
Забегая вперед, скажу, что машина у нижнетагильских конструкторов, как говорится, «не пошла». Сказывались отсутствие опыта самостоятельной работы конструкторского коллектива и другие, в том числе и объективные причины. Несмотря на ряд прогрессивных решений, примененных на «объекте 140», в целом машина оказалась нетехнологичной. Опытный образец был построен в 1957 г. и проходил сравнительные испытания с харьковским «объектом 430» на полигоне НИИ БТВТ в Кубинке. Испытания выявили ряд серьёзных недостатков в конструкции двигателя и трансмиссии. В конечном итоге главный конструктор ОКБ-520 Л.Н. Карцев направил письмо в ЦК КПСС и Совет Министров с просьбой снять с КБ проект нового танка. В дальнейшем элементы ходовой части были использованы при создании опытного танка «объект 167».
В Харькове параллельно с разработкой «объекта 430» в инициативном порядке шли работы по «объекту 430У», т.е. усиленному. В соответствии с проектом на нем планировалось усиление огневой мощи и защищенности до уровня тяжелых танков за счет установки 122 или 130-мм танковой пушки, увеличения толщины броневых деталей лобовой части до 160-180 мм, против 120 мм на «объекте 430». При всем при этом танк должен был иметь габариты на уровне среднего танка. Кроме того, прорабатывался вариант оснащения танка радиолокационным дальномером ТРЛД, работающим совместно с оптическим прицелом Т-2С. Однако с приходом к власти Н.С. Хрущева работы над тяжелыми танками в СССР стали постепенно сворачиваться, а в начале 1960-х гг. и вовсе были прекращены. Поэтому работы над усиленным вариантом танка, как не вписывающимся по массе под определение «средний», завершились, а коллектив Харьковского КБ-60 полностью переключился на работу над средним танком.
Эскизный проект «объекта 430» был готов к концу 1954 г. В соответствии с ним танк должен был иметь классическую компоновку, однако и ряд совершенно новых, даже, можно сказать, «революционных» решений. К ним можно отнести установку в танк двухтактного турбопоршневого дизельного двигателя 4ТПД со встречным ходом поршней и горизонтальным их расположением. Работы над такими двигателями были начаты еще во время Великой Отечественной войны на основе изучения конструкции закупленных еще перед войной в Германии авиационных двигателей Jumo-205. Исследования проводились в Отделе нефтяных двигателей (с 1958 г. Научно-исследовательский институт двигателей - НИИД) под руководством А.Д. Чаромского - создателя самого мощного авиационного дизеля времен войны АН-1. В сочетании с малогабаритными планетарными бортовыми коробками передач использование этого двигателя привело к тому, что объем моторно-трансмиссионного отделения (МТО) был снижен вдвое по сравнению с МТО танка Т-54. Дело в том, что планетарные бортовые коробки передач (БКП) заменяют и главный фрикцион, и планетарные механизмы поворота, а расположение их по обе стороны двигателя на его «сквозном» коленчатом валу исключает и применение гитары.
Кроме того, на танке предполагалось использовать вместо вентиляторной эжекционную систему охлаждения радиаторов, что также снижало объем МТО. Кстати, на разрабатываемом с 1956 г. в Великобритании танке «Чифтен» также планировалось устанавливать (и впоследствии такой двигатель на нем был установлен) двухтактный турбопоршневой дизель L60 со встречным ходом поршня, создаваемый фирмой Leyland, только устанавливался этот двигатель в «Чифтене» вертикально, а не горизонтально, как в Т-64.
В 1955 г. проект нового среднего танка был одобрен в ЦК КПСС и Совете Министров СССР Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1955 г. №880-524 и Приказом Министра транспортного машиностроения от 13 мая 1955 г. №0096. В соответствии с этими документами Научно-технический комитет Главного бронетанкового управления Министерства обороны СССР (НТК ГБТУ) сформулировал и 8 июня 1955 г. выдал тактико-технические требования (ТТТ) к перспективному среднему танку.
В соответствии с ТТТ перспективный средний танк должен был значительно превосходить по основным показателям (огневая мощь, защищенность и подвижность) серийный Т-54. Повышения огневой мощи планировалось достигнуть за счет установки на машину более мощной танковой пушки Д-54ТС, разработанной по программе «Радуга» под руководством Ф.Ф. Петрова, и увеличения боекомплекта машины до 50 артвыстрелов против 34 на Т-54. Планировалось значительно увеличить и эффективную дальность стрельбы из танка с ходу и в ночных условиях за счет установки двухплоскостного стабилизатора, оптического прицела-дальномера и ночного прицела.
Значительное повышение защищенности танка планировалось обеспечить за счет некоторого увеличения толщины броневых деталей с установкой их под большими углами наклона, применения новых конструктивных форм корпуса и башни, гнутых бортовых деталей корпуса из профильного проката, позволяющих увеличить прочность всего корпуса в целом. Все это в комплексе позволяло уменьшить и площадь лобовой проекции танка, что значительно повышало его стойкость к воздействию ударной волны ядерного взрыва.