Предыдущая Оглавление Следующая

Опытная машина заинтересовала военных. Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 141-58 от 17 февраля 1961 г. начальником Танковых войск генерал-полковником П.П. Полубояровым были утверждены ТТТ на разработку нового танка, разработанные НТК ГБТУ. Основными из них были следующие: повышение огневой мощи за счёт установки 115-мм гладкоствольной танковой пушки Д-68 с механизированным заряжанием; усиление противоатомной и противокумулятивной защиты; повышение маневренности танка; боевая масса до 34 т; экипаж - три человека.

В сжатые сроки, к середине 1961 г. в КБ-60 был разработан технический проект нового танка, получившего индекс «объект 432», а в сентябре 1962 г. из ворот опытного цеха Харьковского завода транспортного машиностроения им. Малышева (ХЗТМ - так стал называться завод №75 с февраля 1957 г.) вышел первый опытный образец. Чуть позже эта машина участвовала в показе перспективных образцов бронетанковой техники на полигоне НИИ БТВТ в подмосковной Кубинке, на котором присутствовал Н.С. Хрущев. На Никиту Сергеевича танк произвел хорошее впечатление.

В соответствии с техническим проектом, на «объекте 432» планировалось отработать два варианта прицельного комплекса: один с оптическим прицелом-дальномером ТПДМС, а второй с радиолокационным дальномером ТРЛД «Сирень-РД», сопряженным с оптическим прицелом Т-2С, как это планировалось на одном из вариантов проекта «объекта 430У». Такой прицельный комплекс позволил бы вести прицельную стрельбу в любых погодных условиях днем и ночью. Однако от установки ТРЛД отказались из-за увеличения энергопотребления до 12,5 кВт при максимальной возможности генератора 10 кВт. Кроме того, значительно снижался внутренний объем боевого отделения танка, а установка некоторых блоков комплекса и вовсе была затруднена. Размер антенны радиодальномера в боевом положении (после раскрытия) составлял 820 мм, что повышало уязвимость как комплекса, так и всего танка в целом. В связи с этим было решено опытные образцы «объекта 432» изготавливать с прицел-дальномером ТПДМС, а работы по радиодальномеру продолжить на специальном танке. 

Первые серийные образцы машины «объект 432» вышли из ворот завода имени В.А. Малышева в октябре 1963 г. Я не оговорился о серийных образцах, хотя машина и не была принята еще на вооружение. Это была уже серия, хотя еще и совсем небольшая. Через год, т.е. к октябрю 1964 г. заводом было выпущено уже 54 танка, а еще через год их количество возросло до 218. Первые такие машины были направлены в Харьковское гвардейское танковое командное училище (с 1966 г. - высшее танковое командное училище) и в 41-ю гвардейскую танковую дивизию в опытную эксплуатацию. Дислокация дивизии в г. Чугуеве, в 40 км от Харькова, как и расположение танкового училища недалеко от завода, позволяли оказывать силами специалистов КБ и завода помощь в освоении и эксплуатации новых танков.

T64011.jpg T64012.jpg

Опытный танк Т-64Т («объект 003») с вертолетным газотурбинным двигателем ГТД-3ТЛ

Вид на МТО опытного танка Т-64Т

Войсковые испытания «объект 432» прошел успешно и Постановлением Совета Министров СССР №982-321 cc от 30 декабря 1966 г. был принят на вооружение как средний танк Т-64. 2 января 1967 г. вышел в свет приказ Министра Обороны СССР №002, подтверждающий принятие танка на вооружение. Серийный выпуск Т-64 продолжался до 1969 г.

Параллельно с созданием и доводкой танка Т-64, в 1963-1965 гг. во ВНИИ-100 (в г. Ленинграде) шли проработки и испытания проекта танка с вертолетным газотурбинным двигателем ГТД-3ТЛ мощностью 700 л.с. Для этого в институт с харьковского завода были переданы шасси танка Т-64, куда и был установлен ГТД.

Опытная машина («объект 003») получила название танк Т-64Т, прошла испытания, но на вооружение принята не была - не выдерживал вертолетный двигатель суровых условий эксплуатации танков. Газотурбинный двигатель для танка создавался заново. Но это уже отдельный рассказ.

В отношении танка Т-64 по многим показателям можно говорить: «Впервые в мире применено...». В частности, на этом танке впервые в мире было применено многослойное комбинированное бронирование лобовой части корпуса и башни и установлен механизм заряжания (МЗ). Комбинированное бронирование значительно снижало вероятность поражения танка при попадании в него боеприпасов с кумулятивной боевой частью, в том числе и ПТУР, а МЗ повышал боевую скорострельность танковой пушки, позволил снизить габариты башни и силуэт всего танка в целом. Высота танка по крыше башни составляла всего 2,154 м, в то время как высота американского основного боевого танка тех лет М60А1 составляла 2,75 м. Установка в танке МЗ, кроме того, давала возможность дополнительного увеличения бронирования танка. Следует отметить, что подобная автоматическая система заряжания на западных танках впервые появилась лишь более чем 30 лет спустя.

Предыдущая Оглавление Следующая