![]() |
![]() |
Т-64А выпуска до 1972 г. после капитального ремонта оборудован сплошными резинотканевыми экранами и имеет дополнительный приварной броневой лист на лобовом наклонном листе |
Т-64А выпуска до 1972 г. ХГв.ВТКУ, июнь 1977 г.
Естественно, я обратился с вопросом к представителю КБ ЛКЗ, тому, который занимался вооружением (к сожалению, не помню его фамилии): «Почему же на этом танке не поставили ЗПУ с дистанционным управлением, как на Т-64А, она уже 10 лет в эксплуатации, и я не помню особых нареканий на ее работу?». На что он мне ответил: «Я с вами, товарищ старший лейтенант, полностью солидарен. Но у нас есть такой товарищ, который называется главный конструктор вооружения. И когда мы ему представили проекты различных ЗПУ, сказали, на каких машинах они используются, представили и вариант той, которую вы только что видели, и сказали, что такой ни у кого нет, и вряд ли когда-нибудь будет, т.к. она несовершенна. Он выбрал почему-то именно ее. Лет через 10 мы вернемся к тому, что есть на танке Т-64А, но это уже будет модернизация, и за это люди будут получать Ленинские премии».
Как говорится, комментарии излишни, за исключением того, что вернулись к дистанционно управляемой ЗПУ на танке только в КБ «Уралвагонзавода» и то не через 10 лет, а почти через 20.
В КБ ЛКЗ так и не решились. И еще, нетрудно представить, сколько бы удалось избежать жертв и потерь, имей танки Т-80 и Т-72, штурмовавшие Грозный в 1994-1995 гг., ЗПУ, подобную той, что установлена на танках Т-64, при условии обученности экипажей, конечно.
На ходовой части Т-64А, выпускаемых с 1972 г., в качестве направляющего колеса стали использовать опорный каток. Это позволяло в случае выхода из строя направляющего колеса использовать вместо него любой опорный каток. Кроме того, в случае повреждения оси направляющего колеса, когда на нее невозможно установить вообще никакое колесо, можно развернуть передний узел подвески таким образом, что передний опорный каток становится на место направляющего колеса, натянуть гусеничную ленту и продолжить движение (это же самое можно было производить и на Т-64 в случае выхода из строя направляющего колеса). На этих машинах также стали устанавливать оборудование для самоокапывания и крепление для установки колейных минных тралов КМТ-6.
Опытный танк «объект 445» с двигателем В-45 (вид с правого борта)