Предыдущая Оглавление Следующая

TkoPZ032.jpg

Т-84-120 «Оплот». Вариант танка Т-84 со 120-мм пушкой с боекомплектом и автоматом заряжания в развитой кормовой нише башни.

Основные отличительные особенности компоновки Т-64:
- применение механизма заряжания третьего типа, характеризующегося же
сткой связью конвейерной боеукладки с корпусом и выведением орудия на линию заряжания. Благодаря применению механизма заряжания удалось исключить из экипажа танка заряжающего и снять тем самым ограничения на уменьшение высоты танка;
- большие углы наклона комбинированной лобовой брони корпуса. Благодаря очень плотной компоновке и незначительным габаритным размерам удалось в два с лишним раза увеличить бронирование по сравнению с Т-62 практически при такой же массе танка;
- литая башня имела комбинированное бронирование лобовой детали;
-  совмещение всех функций трансмиссии в двух компактных планетарных бортовых коробках передач позволило значительно уменьшить объем МТО;
- для защиты ходовой части от светового излучения и напалма опорные катки были выполнены с внутренней амортизацией без резиновых бандажей.

Танки Т-72 и Т-80 принципиально отличались от Т-64 ходовой частью и двигателем. Объем МТО Т-72 стал несколько больше по сравнению с Т-64 из-за необходимости размещения вентилятора системы охлаждения, но, несмотря на это, объем МТО Т-72 меньше объема МТО любого западного основного боевого танка.

Так как, в отличие от Т-64 с пятицилиндровым двигателем 5ТДФ, на Т-72 применен V-образный 12-цилиндровый двигатель В-46-6 или В-84 типа В-2, то кроме двух БКП к агрегатам трансмиссии добавился (точнее, даже вернулся, как это было на Т-44 - Т-62) входной редуктор (гитара), передающий крутящий момент от коленчатого вала поперечно расположенного дизеля к входным валам БКП.

Танк Т-80, в отличие от Т-64 и Т-72, получил газотурбинный двигатель.

Преимущество ГТД по сравнению с дизелем в более высокой габаритной мощности, однако у ГТД высокий расход топлива, и для обеспечения достаточного запаса хода пришлось увеличивать объем возимого топлива, что сводит на нет преимущество этого типа двигателя.

Специалисты до сих пор четко не определились с будущей судьбой ГТД на танках. Дело в том, что по поводу ГТД существуют два общепринятых заблуждения, а именно:

  1. ГТД на танке более пожароопасен по сравнению с дизелем, так как использует не дизельное топливо, а керосин;
  2. ГТД по сравнению с дизелем очень прожорлив, и поэтому танк превращается в «топливовоз».

По первому пункту ответ прост: ГТД - многотопливный двигатель и может с успехом использовать дизельное топливо.

По второму внимательный читатель сразу обнаружит: то, что я говорил про Т-80, ниже я же приписал в заблуждение. Здесь имеется в виду экономичность не конкретно выполненных ГТД (например, ГТД-1250 на Т-80) и дизеля (например, В-84 на Т-72Б), а экономичность перспективных двигателей. В теории КПД ГТД выше по сравнению с дизелем, однако реализация высокого КПД для ГТД на современном этапе крайне проблематична из-за недостаточного уровня технологий производства или очень дорога.

Основным преимуществом компоновки отечественных танков является ее высокая плотность, что позволяет получить высокозащищенную машину с низким силуэтом и малой площадью продольного и поперечного сечения при сравнительно невысокой массе. Недостатком плотной компоновки является стесненность членов экипажа, практически у танкистов нет возможности заменять друг друга без выхода из танка, перемещение механика-водителя из отделения управления в боевое затруднено. Кроме того, у Т-72 из-за высокой плотности компоновки МТО многие операции по ремонту двигателя и трансмиссии требуют высоких трудозатрат, что частично компенсируется высокой надежностью двигателя и трансмиссии, конструкция и технологичность которых практически доведены до совершенства.

Особо стоит отметить, что, в отличие от западных танков со сварными башнями, отечественные танки имеют литые башни с многослойным бронированием. Только в последнее время отдельные, в основном опытные или перспективные, танки имеют сварные башни (вариант Т-90С со сварной башней, «Черный Орел»). Кроме того, получившая большое распространение на Западе развитая кормовая ниша башни появляется в последнее время на некоторых перспективных отечественных танках ("Черный Орел») и на предлагающихся на экспорт опытных машинах (Т-72-120 и вариант Т-84 «Оплот» со 120-мм пушкой).

Зарубежные ОБТ классической компоновки

Как и в СССР, на Западе серийно производились ОБТ в основном классической компоновки, Основное отличие большинства зарубежных основных боевых танков - большие внутренние объемы и, как следствие, в среднем в полтора раза большая масса по сравнению с отечественными аналогами.

Развитие как противотанковых средств, так и основного вооружения танков, которые имеют высокие характеристики бронепробиваемости, вынудило значительно усилить защиту танков. Простое повышение толщины гомогенной стальной брони не позволило в полной мере решить эту задачу. Для увеличения стойкости брони при меньшей ее массе стали применять комбинированное многослойное бронирование, которое на Западе называют броня типа «Чобхэм» (по названию комбинированной английской брони).

Это оказало непосредственное влияние на развитие компоновки. Так как производство литой комбинированной брони вызывает большие трудности, от литых башен и корпусов пришлось отказаться в пользу сварных. Современные зарубежные танки имеют угловатые башни с большими углами наклона бронелистов (английский «Челленджер», американский M1 «Абрамс», немецкий «Леопард-2»), В этом смысле стоит объясниться насчет «Леопарда-2», ведь лобовая броня башни у него расположена вертикально. Дело в том, что угол наклона лобовой броне башни был придан не по вертикали, как это обычно делают, а по горизонтали. Если посмотреть на башню «Леопарда-2» в плане сверху, то она напоминает клин, в вершине которого расположена пушка.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz