![]() |
![]() |
Схематичный продольный разрез послевоенных и современных танков. Обратите внимание на габаритные размеры танков. Отчетливо прослеживается значительно меньший объем МТО отечественных танков как по абсолютной, так и по относительной величине. |
Общей тенденцией современных зарубежных танков стало использование развитых кормовых ниш башни. Кормовая ниша позволяет компенсировать неуравновешенность башни и увеличить объем боевого отделения. Кроме того, улучшаются условия работы заряжающего (M1 «Абрамс», «Леопард-2») или имеется возможность использовать более простой механизм заряжания («Леклерк») по сравнению с МЗ или AЗ конвейерного типа. Но это не лучшее решение: увеличивается высота и масса башни, повышается ее момент инерции и уязвимость к огню противника, усложняется организация воздушного потока для охлаждения МТО, расположенного в кормовой части корпуса.
Из современных ОБТ классической компоновки наиболее примечательным с критической точки зрения я считаю американский M1 «Абрамс». В этом смысле подход к реализации компоновки «Абрамса» напоминает реализацию схемы «Тигра»: получился мощный
среди своих современников танк при наличии явных просчетов в компоновке. «Абрамс» имеет следующие недостатки:
- явно завышенные габаритные размеры и, как следствие, масса. Даже несмотря на то что
M1 на 0,9 м ниже своего предшественника М60, его габаритные размеры в большинстве случаев не позволяют перевозить «Абрамсы» по железной дороге. Основными видами транспорта являются морской и автомобильный. По воздуху M1 можно транспортировать только двумя типами самолетов американских ВВС, и только один танк за рейс;
- значительный объем МТО. МТО занимает практически
половину корпуса по длине, и вдобавок высота корпуса в районе МТО значительно больше по сравнению с высотой корпуса в его передней части (справедливости ради следует заметить, что передняя часть корпуса «Абрамса» довольно низкая, что достигнуто положением механика-водителя полулежа). При рассмотрении компоновки МТО «Абрамса» возникает ощущение, что конструкция отдельных элементов силовой установки и силовой передачи (трансмиссии) прорабатывалась тщательно, а компоновке МТО в целом внимание не уделялось. Кроме того, вызывает недоумение установка в трансмиссии танка с ГТД гидродинамической передачи (гидротрансформатора), что для танков с ГТД, в отличие от танков с дизелями (например, «Леопард-2»), смысла не имеет;
- непозволительно большой зазор между бронированием корпуса и башни. Зазор настолько велик, что попасть под башню «Абрамса» опытный наводчик может и на довольно большом расстоянии (для этого можно целиться в тонкий верхний лобовой лист, расположенный под очень большим углом: если произойдет рикошет, то обязательно под башню). В этом случае не помогут ни высокое бронирование нижней лобовой детали корпуса, ни толстая броня башни;
- слабое бортовое бронирование башни и корпуса, о чем свидетельствует большое число уничтоженных «Абрамсов» в Ираке устаревшими противотанковыми средствами.
Отступления от правила
Как известно, нет правил без исключений. В соответствии с этим законом не все современные ОБТ выполнены по классической схеме компоновки. Именно поэтому не упомянуть про шведский безбашенный танк Strv-103 и израильскую «Меркаву» просто невозможно.
Strv-103
В настоящее время Strv-103 - единственный находящийся на вооружении безбашенный танк.
Оригинальность конструкции Strv-103 состоит в том, что маска пушки жестко закреплена в корпусе и наведение пушки по вертикали производится за счет переменного клиренса с возможностью изменения наклона корпуса в продольной плоскости. По горизонтали наведение обеспечивается поворотом танка в целом. Так как боевое отделение расположено в корме, а МТО - в передней части корпуса, то пушка незначительно выступает вперед за габариты корпуса.
Скорее всего, причиной появления безбашенной компоновки стал опыт успешного боевого применения САУ во Второй мировой войне, анализ эффективности использования танкового вооружения в боевых ситуациях, показавший, что 90% выстрелов производится в направлении движения в секторе ±45°, и стремление предельно уменьшить высоту силуэта и массу машины.
Компоновка танка М1А1 «Абрамс».