Предыдущая Оглавление Следующая

Советско-германские работы по «военной химии», несмотря на определенное сопротивление в самой Германии, оказались, пожалуй, наиболее продвинутыми. Изучение немецкого опыта послужило определенным ориентиром в самостоятельной разработке ОВ, средств разведки и защиты от химического оружия, в решении организационных вопросов. Иллюстрацией прогресса в области собственного производства «химического имущества» может служить заказ Отдела внешних сношений IV Управления Штаба РККА (Разведупр, через который также проходили вопросы ВТС) на поставку противогазов штатного советского образца турецкой армии.

VTstr015.jpg VTstr016.jpg

Истребитель «Фоккер» Д-XIII - самый массовый самолет в немецкой авиашколе

Легкий танк «Ляйхтетрактор».

Одним из объектов советско-германского сотрудничества в этой области был построенный в 1927 г. в Самарской области химический завод «Берсоль», производивший 6 тонн отравляющих веществ в сутки (можно предположить, что, зная о советских программах создания химического оружия, немцы и не решились первыми применить ОВ).

В 1926 г. в Казани была основана танковая школа «Кама» («КАзань-МАльбрандт», по фамилии первого немецкого начальника школы, в советских документах - «КА», «РА», «Казань»). Ей передали бывшие Каргопольские казармы, учебное поле, стрельбище, полигон. С 1928 г. школа работала под вывеской «Технические курсы ОСОАВИАХИМа» («ТЕКО»), Немцы и здесь несли основные расходы. Руководство, как и на других объектах, было двойным - начальник-немец с советским помощником. Технический и переменный состав тоже смешанный. В школе прошли обучение и подготовку десятки немецких военных, в числе которых были видные командиры танковых соединений периода уже нацистской Германии. Бывал в «Каме» с инспекционными поездками и один из создателей германских танковых войск Гейнц Гудериан (его тогдашний начальник О. Лутц также побывал в роли начальника казанской школы). В рамках теоретического курса слушатели изучали типы танков и их общее устройство, конструкцию моторов, виды оружия и боеприпасов, тактику боевых действий танковых войск и вопросы взаимодействия, особенности материально-технического обеспечения на поле боя. Прикладная часть включала обучение вождению по различной местности и в различных условиях (днем, ночью, с применением дымов). Слушатели обучались стрельбе, приобретали навыки проведения боевых стрельб, отрабатывали действия в составе подразделений (до роты включительно), взаимодействие с другими родами войск, вопросы управления в бою и на марше. На технических занятиях обучаемые получали практику технического обслуживания и ремонта танков. В 1929-1931 гг. на объекте «Кама» прошли обучение 65 человек начсостава РККА. Большую часть из них составили строевые командиры и преподаватели бронетанковых вузов, остальные - инженеры (танкисты, артиллеристы, радисты). В постоянный состав школы в качестве помощников немецких инженеров были включены пять советских аспирантов.

Техника для обучения шла из Германии, так что «Кама» служила еще и полигоном. Под Казанью прошли испытания шесть опытных экземпляров тяжелых танков «Гросстрактор» и четыре экземпляра легких «Ляйхттрактор» (по результатам испытаний танки признали неудачными). В СССР они попадали под видом «тракторов» через сельскохозяйственную концессию Круппа. Советская сторона передала немцам для испытаний закупленные ею английские танкетки «Карден-Лойд». Для проведения строевых и тактических занятий и одновременного испытания техники объекту «Кама» была выделена рота в составе двух взводов танкеток Т-27 и одного взвода танков МС-1.

Несколько экземпляров построили фирмы «Крупп» и «Рейнметалл». Под Казанью в 1930 г. испытывался экземпляр «Рейнметалл-Борзиг» массой 7,9 т с экипажем 3 человека, вооружение - 37-мм пушка. В 1931 г. выдали заказ на производство 289 танков «Ляхтетрактор» (VK1), но в следующем году проект закрыли, отдав предпочтение более современным конструкциям.

К 1929 г. расходы германской стороны по «Каме» составили более 500000 марок, по «Томке» - миллион марок, по «Липецку» - свыше миллиона марок.

Для большей секретности немецкие офицеры временно увольнялись из рейхсвера и отправлялись в Россию от «частных фирм». Их передвижения и контакты здесь жестко ограничивались и контролировались. Советские командиры в Германию нередко попадали под видом... болгар.

С конца 1920-х гг. страна приступила к главной задаче - построению фундамента социалистической экономики и укреплению обороноспособности. Созданная за несколько лет тяжелая промышленность позволила наладить крупносерийное производство оружия и боевой техники. Не было только жизнеспособных проектов: все попытки создать собственную модель танков приводили к более или менее измененному варианту все того же «Рено» времен Первой мировой войны. По существу, до 1929 г. страна не имела ни танковой промышленности, ни опытных кадров конструкторов и танкостроителей. Техническое перевооружение Красной Армии началось практически только в первой половине 1930-х гг.

В рамках ВТС с Германией в феврале 1928 г. с немецким конструктором Й. Фольмером, имевшим значительный опыт создания и постановки на производство танков, был подписан договор на разработку маневренного колесно-гусеничного танка массой 8 т. Технический проект бьш готов в июне 1930 г., а чертежи переданы в Опытно-конструкторское и испытательное бюро УММ РККА (многие технические решения этого проекта нашли свое применение при дальнейшем проектировании и строительстве отечественных танков). В сентябре 1929 г. Нарком Ворошилов и начальник штаба рейхсвера Хаммерштейн обсудили вопрос организации в СССР танкового КБ. В марте 1930 г. для оказания технической помощи в СССР были приглашены иностранные специалисты, в числе которых был талантливый и плодовитый немецкий инженер Э. Гротте. С апреля 1930 г. для проектирования танка на ленинградском заводе «Большевик» (бывший Обуховский орудийный и сталелитейный завод) было сформировано конструкторское бюро АВО-5. Технический проект среднего танка прорыва ТГ (танк Гротте) был выполнен в 1930 г., и вскоре был построен опытный образец. Непосредственно с Гротте работала большая группа отечественных конструкторов и инженеров, среди них - известные позже танкостроители Н.В. Барыков, А. Воробьев и К.К. Сиркен. Кроме того, Гротте выполнил ряд проектов средних и тяжелых танков - два варианта 1000-т танка, 70-75-т танк TT-VI (ГД.6) и др. Под руководством Гротте или при его активном участии на заводе «Большевик» отечественными конструкторами, которые в ходе работы по танку ТГ пробрели определенный опыт по конструированию танков данного класса (Асанов, Алексеев, Скворцов, Сиркен), были разработаны проекты средних танков ТА-1, ТА-2, ТА-3 и тяжелого танка Т-42.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz