![]() |
![]() |
![]() |
Средний двухбашенный танк «Гросстрактор». По два экземпляра построено в 1928-1929 гг. фирмами «Даймлер-Бенц», «Рейнметалл» и «Крупп». Масса танков 15-19,3 т, экипаж 6 человек, вооружение - 75-мм орудие и 2-4 пулемета, двигатель бензиновый, 250-255 л.с, подвеска жесткая. Танки явно «отставали от современной техники танкостроения», в частности, указывалась нерациональная компоновка, размещение командира в неподвижной рубке, а не в башне, и т.п. По возвращении в Германию четыре машины служили как учебные, потом их установили на постаменты перед штабами танковых полков. |
Средний танк ТГ («танк Гротте»). Конструкция отличалась рядом интересных решений: сравнительно мощное вооружение, сварная конструкция, индивидуальная подвеска и амортизированные катки, сервоприводы управления. Масса танка 25 т, экипаж 5 человек, вооружение - 76- и 37-мм пушки, 4 пулемета, двигатель бензиновый, 300 л.с, скорость до 35 км/ч. Первоначально планировалось установить две пушки в двухъярусной башне, но конструктивная сложность заставила зафиксировать нижнюю часть башни, превратив ее в рубку. Несмотря на благоприятные отзывы и планы производства на ХПЗ, танк не пошел в серию. |
При разработке серийного тяжелого танка прорыва Т-35 (уже без Гротте) были использованы: опыт работ по среднему танку ТГ (ТГ-1), проекты ТА-1, -2 и -3, результаты испытаний немецких танков «Гросстрактор» на полигоне под Казанью и материалы комиссии по закупке бронетанкового вооружения в Великобритании. При разработке серийного среднего танка усиления Т-28, выполненного по компоновочной схеме английского танка «Виккерс шестнадцатитонный» А.6, конструкции отдельных элементов корпуса, трансмиссии, подвески и ходовой части были заимствованы у танков фирм «Крупп» и «Виккерс», а также разработок Гротте. Сварные элементы корпуса, электро- и радиооборудование, стробоскопы и наблюдательные купола, спаренные установки пулеметов и орудий немецких образцов, немецкие технические условия проектирования и постройки также использовались при разработке советских танков.
Фирма «Крупп», по соглашению от апреля 1929 г., обязалась передавать сведения «в области специального военного производства», но предпочтение отдали ее конкуренту - фирме «Рейнметалл», передавшей чертежи и технологии. В августе 1930 г. был заключен договор с фирмой «Бютаст» (подставной конторой фирмы «Рейнметалл») на поставку в СССР шести опытных артсистем и технологической документации к ним. Так появились, например, советская 37-мм противотанковая пушка обр. 1930 г. (впоследствии на ее основе создана знаменитая «сорокапятка») и 20-мм автоматическая пушка обр. 1930 г. В Москве работало смешанное КБ №2 Орудийно-арсенального объединения, руководимое немецким инженером Фохтом (в этом КБ начинал свою конструкторскую деятельность В.Г. Грабин). Немцы помогли РККА приобрести зенитные пушки у шведской фирмы «Бофорс».
«Карл Цейсс» поставляла прицелы для первых партий советских снайперских винтовок, «Герц» помогала ставить советскую оптическую промышленность, «Телефункен» - радиотехническую, фирма X. Штольценберга поставила оборудование для производства фосгена, «Цеппелин» делилась опытом в постройке дирижаблей жесткой схемы. С немецких разработок началось в СССР и развитие быстроходных дизелей. В дальнейшем самостоятельном развитии этих направлений немалую роль сыграли специалисты, работавшие с «немецкими друзьями». ОГПУ-НКВД долго пользовались пистолетами «Маузер» модели 1920 г., известной в мире как «боло» («большевистский»), Красный Воздушный Флот - истребителями «Фоккер» D-VII , D-XI , учебными С-1 и S-1, ВМФ - разведчиками «Хейнкель» HD-55. Советская сторона в ходе ВТС с Германией получила новые технологии, готовые конструкции и бесценный опыт «культурной» конструкторской работы. Немалую роль для развития советского точного машиностроения сыграли поставки немецких станков.
Правда, советская сторона не без оснований часто упрекала немцев в том, что они не направляют на совместные объекты «новую технику». Конечно, ни СССР, ни Германия в плане ВТС не ограничивались друг другом. Скажем, СССР покупал для изучения истребители «Мартинсайд» в Англии, двигатели «Либерти» в США, бомбардировщики «Фарман-Голиаф» и двигатели «Лорен-Дитрих» во Франции, приглашал для работ по авиации из Франции Дюмануа, из Италии Вирджили и воздухоплавателя Нобиле.
С приходом в Германии к власти Гитлера и отказом от соблюдения Версальского договора необходимость скрывать свои реваншистские планы и практические работы для Германии отпала, ВТС с СССР резко сократилось (для СССР оно выражалось в закупке у Германии отдельных образцов ВВТ). Да и советская сторона взяла курс на свертывание совместных работ. И хотя немцы не хотели сразу отказываться от них, в июле 1933 г. началась ликвидация всех «предприятий друзей» на советской территории. Видимо, надеясь на дальнейшее сотрудничество, немцы оставляли часть имущества, часть продавали по остаточной стоимости, увозили же то, что не заинтересовало РККА. К середине сентября «друзья» покинули страну. «Объекты» же продолжали функционировать уже в интересах только РККА: на сохранившейся базе в Казани, например, уже в октябре начали работать курсы мотомеханизированных войск РККА, на базе первоклассного авиационного объекта в Липецке развернули Высшую летно-тактическую школу ВВС РККА (авиацентр российских ВВС в Липецке существует до сих пор).