Предыдущая Оглавление Следующая

 
YpL30003.jpg YpL30005.jpg
YpL30002.jpg
YpL30004.jpg

Танк «Тип 2592» («ТК») в экспозиции музея БТВТ в Кубинке

Малый танк «Тип 2592» («ТК»)

«97»

«92» и «94» были небольшими, довольно подвижными, но очень тесными машинами. Их вооружение казалось недостаточным. К тому же японское танкостроение во второй половине 30-х переходило на дизельные двигатели. «Токио Гасу Денки» на основе «94» построила два прототипа нового малого танка — с передним и задним расположением двигателя. Выбран был второй вариант. Танк получил обозначение «2597» «Те-ке» или «97» (не путать со средним «97» «Чиха»).

Танк отличали небольшая высота, рациональные углы наклона листов корпуса, цилиндрическая башня. Корпус собирался на каркасе. Бронедетали корпуса и башни по-прежнему соединялись клепкой и болтами, но частично использовалась и сварка. Рубка механика-водителя была перенесена влево и получила более выгодную полуконическую форму. Наклонные и изогнутые бронедетали повышали защищенность. Для той же цели многие смотровые лючки заменили простыми смотровыми щелями — сохранились передний и левый лючки механика-водителя с бронекрышками. Для посадки и высадки служил большой люк в крыше башни с откидной вперед-вверх крышкой. Небольшой вентиляционный люк имелся в крыше рубки.

Вооружался танк 37-мм пушкой «94» ручного унитарного заряжания, заимствованной от легкого «Ха-го», хотя на части машин ставили 7,7-мм пулемет — видимо, из-за нехватки орудий. Рамка орудийной установки в виде бронекоробки крепилась к башне болтами, люлька пушки с маской и бронекожухом противооткатных устройств устанавливалась в рамке на горизонтальных цапфах. Длина ствола пушки — 37 калибров, затвор — клиновый вертикальный. Снаряд массой 0,7 кг при начальной скорости 575 м/с на дальности 300 м пробивал по нормали броню толщиной 35 мм. Боекомплект укладывался на бортах под башней. Механизм поворота башни — с ручным приводом от маховичка. Часть танков позже перевооружили удлиненной 37-мм пушкой «97» с начальной скоростью снаряда 675 м/с.

В кормовой части корпуса устанавливался двухтактный рядный 4-цилиндровый дизельный двигатель «O.H.V.» и коробка передач, в передней — механизм поворота и бортовые редукторы. Дизель позволил повысить габаритную мощность, увеличить подвижность и — до 250 км — запас хода. Он развивал 65 л.с. при 2300 об/ мин, так что удельная мощность составляла 13,5 л.с./т (у «94» — 9,4-10,3). Расход топлива — 7 л в час. Пуск производился 12-вольтовым электростартером мощностью 6 л.с. Система питания включала два топливных бака на 59 и 32 л, система охлаждения двигателя — два вентилятора. Для доступа воздуха служили жалюзи в крыше моторного отделения. Выхлопная труба двигателя выводилась через кожух с правого борта вперед и отворачивалась вправо, глушитель прикрывался сеткой. Трансмиссия включала редуктор, коробку передач, карданный вал, проходивший по оси машины, конические шестерни, бортовые фрикционы в качестве механизма поворота, однорядные бортовые редукторы. Коробка передач с передаточными числами от 1 до 3,05 обеспечивала 4 скорости вперед и одну назад. Благодаря лючкам и съемному кормовому листу двигатель был легко доступен для обслуживания. Для обслуживания трансмиссии служил люк в верхнем лобовом листе.

Подвеска — по той же схеме, что и у «94», но со сдвоенными сплошными опорными катками и сдвоенными поддерживающими роликами. Катки и ролики обрезинены. Ведущее колесо — переднего расположения, направляющее колесо опущено на землю и служит опорным катком.

Скелетообразная металлическая мелкозвенчатая гусеница с открытым шарниром и одним гребнем заметно отличалась от «94». Ширина трака гусеницы — 200 мм, шаг трака — 76 мм, число траков в цепи — 88.

Бортовая электросеть напряжением 24 В включала 300-ваттный генератор, две 12-вольтовые батареи. Световое и звуковое оборудование было практически тем же, что и у «94». ЗИП возился на надгусеничных полках и корме. Передний буксирный крюк — без замка. Задний буксирный крюк также крепился на рессоре, хотя «снабженческой» роли «97» уже не играл, и прицепки с ним практически не использовались.

В производстве танка участвовала фирма «Икегаи Джидоша». Выпуск продолжался до 1942 г. «Те-ке» использовался в Китае, Бирме, Малайе, на Филиппинах и других тихоокеанских островах.

«97» («Те-ке») был бы неплохим разведывательным танком, если бы не примитивные приборы наблюдения и скудное оснащение средствами связи. Только часть танков оснащалась радиостанцией с поручневой антенной по периметру корпуса. Антенный вывод находился с правого борта.

Предыдущая Оглавление Следующая