Топливные баки ЗУР ШБ-32 с ЖРД С2.168Б
Носовая часть ЗУР ШБ-32
В первые же недели работы ОКБ-2 Грушин досконально изучил все возможные варианты дальнейшего использования ШБ и остановился на варианте "летающей лаборатории". Это словосочетание, применяющееся обычно по отношению к самолетам, как нельзя лучше характеризует те задачи, решение которых было возложено на ШБ. Решение, принятое Грушиным оказалось наиболее рациональным - у проектировщиков ОКБ-2 в считанные месяцы стали появляться ответы на свои вопросы, у конструкторов - на свои. Также в этом процессе было задействовано опытное производство и испытательные службы ОКБ-2.
Ряд экспериментальных работ, проведенных с ШБ, позволил специалистам ОКБ-2 избежать многих, свойственных молодым организациям, ошибок. Так, в составе ШБ был впервые опробован в полете механизм изменения передаточного числа, с помощью которого согласовывались величины отклонения рулей ракеты с величинами действующего на нее в полете скоростного напора на различных скоростях и высотах. Проблема поиска средств достижения подобной гармонии тогда еще только вставала в полный рост и была связана с достижением самолетами и ракетами высоких сверхзвуковых скоростей полета. При этом оказывалось, что рули, спроектированные исходя из условий сверхзвукового полета, недостаточно эффективны для управления ее движением на дозвуковой скорости и, наоборот, рули эффективные на дозвуке, в сверхзвуковом полете становились чрезмерно эффективными, значительно снижавшими точность управления ракетой. Гармонию в процесс управления ракетой и был призван внести механизм изменения передаточного числа. Этот достаточно сложный механизм, нашедший в дальнейшем место на 1Д и на всех последующих вариантах ракет, использовавшихся в составе С-75, был впервые испытан именно в составе ШБ.
Другими исследованиями, выполненными с помощью ШБ, стали летные эксперименты по выяснению достоинств и недостатков выбранной для 1Д нормальной аэродинамической схемы. С этой целью на одном из вариантов ШБ в дополнение к крыльям были установлены как передние рулевые поверхности, применяемые в схеме "утка", так и задние, используемые в "нормальной" схеме. Получилась своего рода ракета-триплан. В экспериментальных пусках управление ракетой при работе стартового ускорителя осуществлялось передними рулями, а после его сброса - задними. В этих полетах была проверена устойчивость и управляемость ракеты подобной аэродинамической схемы, определено воздействие на ее полет возмущающих моментов по крену. Это явление, получившее обозначение "косая обдувка" и связанное со скосом потока за первыми попадающими в поток аэродинамическими поверхностями, в те годы еще только начинало исследоваться.
В ряде экспериментальных пусков на ШБ устанавливались специальные датчики, предназначавшиеся для измерений температуры ее корпуса в процессе относительно непродолжительного сверхзвукового полета.
Проводились испытания ШБ и с измененной конструкцией стартового ускорителя. Первоначальный вариант ПРД-10 для работы в диапазоне температур от минус до +50° С должен был комплектоваться сопловыми вкладышами четырех типоразмеров. Изменение конструкции, выполненное в ОКБ-2, состояло в установке в сопле двигателя специального устройства - "груши", позволявшей при ее продольном перемещении регулировать размеры критического сечения сопла без трудоемкой смены вкладышей. Это позволило добиваться большей стабильности характеристик работы двигателя ускорителя при различных условиях окружающей среды. Впервые эта конструкция была успешно испытана в полете 5 апреля 1955 г. во время 71-го пуска ШБ. После проведения еще двух подобных пусков дорога "грушам" на ракетах Грушина была открыта. В дальнейшем это устройство было использовалось на одной из модификаций ракет системы С-75 и на ракетах системы С-125.
Последний, 74-й по счету пуск ШБ (по программе "ракета-триплан") был произведен в 12 часов 10 минут 16 апреля 1955 г. Дальнейшие эксперименты с этой ракетой теряли смысл - на полигоне готовилась к первому пуску 1Д - первой ракеты ОКБ-2.
Оставшиеся неизрасходованными ШБ были переданы в качестве наглядных пособий в учебные заведения, в частности в МАИ, где на них учились будущие конструкторы и инженеры-ракетчики. А простоявшая на полигоне несколько лет без дела пусковая установка 140Е осенью 1958 г. еще раз была использована по своему прямому назначению. В те дни с нее было произведено несколько пусков ракет В-600, предназначавшихся для использования в составе С-125.
Автор благодарит А.В. Фомичева за информационную поддержку.
ЗУР В-600 на пусковой установке 140Е, сентябрь 1958 года