Инженерный танк «Нагма Шот» с минным тралом
И, конечно же, открытая боевая машина будет слишком уязвима при применении оружия массового поражения, о чем говорит сам Кравченко, а его возможное использование на поле боя в современных условиях представляется мне не таким уж невозможным.
Преодоление водных преград будет представлять для такой машины значительную сложность. Как правильно заметил сам Кравченко, открытая боевая машина не может преодолевать водные преграды по дну, а потому следует создать для нее индивидуальное плавсредство. Учитывая большую массу машины, это сделать будет непросто. Танки «Виккерс», на которые ссылается Кравченко, относятся к категории средних и имеют массу значительно меньшую, чем современные основные боевые танки, на базе которых предлагает создать свою машину Кравченко. Кроме того, использование переправочного средства понтонного типа для преодоления водной преграды под огнем противника может быть опасным в силу высокой уязвимости данных приспособлений даже для огня легкого оружия.
В целом, по моему мнению, боевая машина, предлагаемая Кравченко, мало пригодна для боя в современных условиях. Тяжелый открытый бронетранспортер на танковом шасси был бы идеален на полях сражений Второй мировой войны, когда средства ПТС были еще недостаточно эффективны, а вооружение авиации имело небольшую дальность и низкую точность стрельбы. Но в настоящее время его применение будет вести к неоправданным потерям среди расчетов.
Что же могу предложить я? По моему мнению, создавать следует действительно тяжелый бронетранспортер на танковом шасси, но его концепция видится мне совершено иной, чем Кравченко. В настоящее время имеются несколько таких проектов — американская машина огневой поддержки FIFV и немецкая БМП «Мардер-2», разработка которых была прекращена в 1991 г. по финансовым соображениям, а также создаваемая в настоящее время тяжелая БМП на базе современного американского основного боевого танка «Абрамс». Существуют и российские машины подобного типа — дозорно-патрульная машина (ДПМ) на базе Т-55, созданная в омском «КБ Транспортного машиностроения», и боевая машина поддержки танков (БМПТ) на базе Т-72, разработанная в КБ «Уралвагонзавода». К сожалению, у меня нет точной информации по этим проектам, поэтому я не могу судить о них. Однако если анализировать фотографии, то обе эти машины следует признать неудачными: у ДПМ слишком низкая огневая мощь, к тому же десант лишен возможности как вести огонь изнутри машины, так и быстро покинуть ее, тем более под огнем противника. БМПТ же, насколько я понял, вообще лишена возможности использования десанта.
Наибольшим опытом по применению разного рода бронетехники в условиях современного боя обладают израильтяне. Не случайно после каждой операции, проведенной Армией обороны Израиля, полученный в ее ходе опыт внимательно изучают специалисты во всех странах мира. К тому же, израильтяне стараются внедрять в своей армии все новинки, а во многом идут нестандартным путем, что существенно увеличивает эффективность действия их войск. Израильтяне и были первыми, кто применил тяжелые бронетранспортеры на танковой базе и даже сами танки(!) в качестве тяжелых бронетранспортеров. Как известно, у всех модификаций необычно скомпонованных (переднее расположение МТО) израильских танков «Меркава» в корме имеется вместительный отсек для размещения дополнительного боекомплекта, сменного экипажа или десяти пехотинцев. Стандартным вариантом использования отсека является размещение боекомплекта, но в ходе войны в Ливане в 1982 г. там часто размещался десант, который спешивался на поле боя и сражался под прикрытием танкового оружия и брони. В конце 70-х гг. на базе устаревших английских танков «Центурион» был создан инженерный танк «Нагма-Шот», предназначенный для непосредственного сопровождения танков с целью разминирования местности. На танковом шасси вместо башни была установлена открытая сверху, что особенно подчеркивает Кравченко, бронерубка для экипажа и команды саперов. Вооружение — три пулемета на шкворневых установках. Во время войны в Ливане эти машины сыграли решающую роль в проведении штурма замка Бофор, где засели боевики Организации Освобождения Палестины. Однако по результатам боевых действий было решено, что эти машины слишком уязвимы вследствие отсутствия крыши их рубки, поэтому они были вскоре заменены на инженерные танки «Пума», также созданные на базе «Центуриона». На них установили закрытые бронерубки с люками на крыше. Вооружение составили пять пулеметов на шкворневых установках. Однако «Пумы» — это все-таки специализированные машины для разминирования, а не тяжелые бронетранспортеры. В то же время Армия обороны Израиля нуждалась в машинах именно такого класса. Они были созданы на базе трофейных Т-55 и получили название «Ахзарит». На сегодняшний день это единственный в мире серийный тяжелый бронетранспортер. Несмотря на сохранение традиционной танковой компоновки (с кормовым расположением МТО), конструкторам удалось обеспечить десанту возможность быстрого выхода из машины через кормовую аппарель. Вооружение машины составляет пулемет винтовочного калибра на дистанционно управляемой турели, а при необходимости устанавливаются еще два таких же пулемета на обычных шкворневых установках перед люками на крыше у бортов машины. Боевой расчет «Ахзарита» составляют 10 человек, вместе с экипажем. Броневая защита этого тяжелого бронетранспортера значительно мощнее, чем даже у исходного Т-55, ведь при снятии танковой башни образовался значительный резерв массы, который был потрачен на установку накладной брони и элементов ДЗ. В целом, «Ахзарит» следует признать весьма удачным, хотя вооружение его слабовато. Впрочем, эти машины предназначены преимущественно для городских боев и имеют вполне адекватное этим задачам оснащение. Судя по кадрам кинохроники, эти машины принимают сейчас активное участие в последних событиях в Палестине.