Предыдущая Оглавление Следующая

«Дельфин» и «Касатка»

Особое значение имеет для истории подводных сил России дата 18 июня 1904 г. (5 июня по старому стилю). Именно в этот день в строй была введена первая отечественная боевая подводная лодка, получившая имя «Дельфин». Боевая — потому что теперь главным ударным оружием корабля стали торпеды, выстреливаемые из торпедных аппаратов. Война начала медленно, но неуклонно перемещаться под воду.

Новый проект, в котором был учтен опыт эксплуатации подводных кораблей конструкции Степана Джевецкого, был завершен в 1902 г. Над ним по заданию Морского технического комитета с 1901 г. работали Иван Григорьевич Бубнов (1872—1919, корабельный инженер, основоположник строительной механики корабля, окончил Морское инженерное училище в 1891 г. и Морскую академию в 1896 г., участвовал в разработке шести проектов подводных лодок, руководил проектированием линкоров типа «Севастополь»), капитан 2 ранга Михаил Николаевич Беклемишев (1858—1913, окончил Техническое училище морского ведомства в 1878 г. и Морскую академию в 1890 г., занимал ряд командных должностей на кораблях Балтийского флота, участвовал в конструировании ряда новых образцов мин и торпед, преподавал на Минном офицерском классе в Кронштадте) и корабельный инженер И.С. Горюнов.

100RS004.jpg

Подводные лодки «Дельфин» и «Касатка» на испытаниях.

Субмарина была заложена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1902 г. и через год спущена на воду. На то время это была одна из лучших подводных лодок в мире. Ее тактико-технические элементы по тем временам выглядели просто впечатляюще:
-   водоизмещение надводное — 113 т;
-   водоизмещение подводное — 135,5 т;
-   скорость надводного хода — 9 уз.;
-   скорость подводного хода — 4,5 уз.;
-   дальность плавания надводная — 240 миль (при скорости 4,5 уз.) и 28 миль (при скорости 9 уз.);
-   дальность плавания подводная — 35 миль (при скорости 2,75 уз.);
-   глубина погружения максимальная — 55 м;
-   двигатель надводного хода — бензиновый мотор (мощность 300 л.с);
-   двигатель подводного хода — электромотор (мощность 64 л.с);
-   экипаж — 22 чел.;
-   вооружение — 2 торпедных аппарата (без перезарядки) и пулемет.

100RS006.jpg 100RS007.jpg

Подводная лодка «Касатка».

Подводная лодка «Дельфин».

Уникальность новой субмарины заключалась еще и в том, что на ней вместо обычного и традиционного для того времени гребного винта был установлен гребной винт регулируемого шага!

Первым командиром ПЛ (1903— 1904) стал капитан 2 ранга Михаил Беклемишев, перешедший затем на мостик ПЛ «Макрель» (ею он командовал до 1907 г., а затем был назначен заведующим отделом подводного плавания Балтийского судостроительного завода с присвоением звания капитан 1 ранга).

В 1904 г. субмарина была перевезена железнодорожным транспортом на Дальний Восток, где ограниченно использовалась для обороны Владивостока во время русско-японской войны 1904—1905 гг. (предполагается, что японский флот особо не стремился соваться в этот район именно по причине наличия там подводной угрозы). Позднее, в 1916 г., подлодку переправили в Кольский залив, а в августе следующего года исключили из списка русского ВМФ.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz