Подводные лодки, приданные первому в России учебному отряду по подготовке командиров ПЛ и специалистов младшего командного и рядового состава. Сверху вниз: «Сиг», «Минога» и «Белуга».
Что интересно, в начале 1904 г. Балтийский завод уже получил заказ на постройку усовершенствованных подводных лодок нового типа, проект которых разработали также Иван Бубнов и капитан 2 ранга Михаил Беклемишев. Проект получил название «Касатка» — по имени головного корабля.
Новые корабли имели уже следующие характеристики:
- водоизмещение надводное/подводное — 152/172 т;
- скорость надводного/подводного хода — 7,5/6,5 уз.;
- дальность плавания надводная — 700 миль (при 5,5 уз.);
- дальность
плавания подводная — 46 миль (при 4 уз.);
- двигатель надводного хода — 2 керосиновых мотора (мощность по 200 л.с.) и бензиновый мотор (мощность 60 л.с);
- двигатель подводного хода — электромотор (мощность 100 л.с);
- экипаж — 24 чел.;
- вооружение — 4 торпедных аппарата и 1 пулемет.
После переклассификации «миноносок» в подводные лодки возникла необходимость организовать подготовку специалистов-подводников. С этой целью в балтийской Либаве был образован первый в стране учебный отряд, который занялся подготовкой командиров ПЛ, а также специалистов младшего командного и рядового состава. Одновременно шла интенсивная разработка (а точнее, совершенствование) тактики подводных лодок и методов применения их оружия.
Учебному отряду придали подводные лодки «Белуга», «Сиг» и «Минога», а в слушатели принимали офицеров-подводников и новобранцев-матросов, обладавших хорошим здоровьем и знаниями необходимых предметов. И дело пошло, да еще как! Только за 1907—1909 гг. из стен отряда вышли 103 офицера-подводника и 525 специалистов.
Позднее, к 1914 г., отряд перебазировали в Ревель (ныне Таллинн) и переформировали в соединение, на базе которого начала осуществляться подготовка целых экипажей для строящихся субмарин.
После революции личный состав отряда в ходе известного Ледового похода Балтийского флота 1918г. вывел в Кронштадт 12 уцелевших подлодок. Но учебный отряд не распался и продолжил подготовку подводников. В 1939 г. в его состав вошли Специальные курсы командного состава и дивизион подводных лодок.
13 января 1935 г. отряду присвоили имя Сергея Мироновича Кирова (непонятно только, какое он имел отношение к подводным силам и флоту вообще), а 10 июля 1939 г. был вручен орден Боевого Красного Знамени. Среди выпускников Учебного Краснознаменного отряда подводного плавания такие известные подводники, как М. Гаджиев, Я. Иосселиани, И. Колышкин, И. Травкин, Г. Щедрин и др.
19 августа 1912 г. (по старому стилю) Россия вновь вырвалась вперед в мировом подводном кораблестроении: на воду был спущен подводный минный заградитель «Краб», построенный по проекту талантливого русского инженера и изобретателя Михаила Петровича Налетова (1869— 1938, после революции 1917 г. работал на Кировском заводе).
Проект появился еще в 1904 г., затем подвергся усовершенствованию. Новый подводный корабль был заложен на стапеле судостроительного завода в Николаеве, а 25 июня 1915 г. (по старому стилю) вошел в боевой состав русского Черноморского флота.
Основные ТТЭ:
- водоизмещение надводное/подводное — 560/740 т;
- скорость надводного/подводного хода— 12/7 уз.;
- дальность плавания надводная/подводная — 1900/82 мили;
- глубина погружения рабочая — 50 м;
- двигатели — 4 керосиновых мотора (мощность по 300 л.с.) и 2 электромотора (мощность по 330 л.с);
- экипаж; — 53 чел.;
- вооружение — 2 носовых торпедных аппарата, 60 морских якорных мин, одно 75-мм орудие и 2 пулемета.
Постановка мин в подводном положении осуществлялась при помощи двух специальных минных коридоров, расположенных в надстройке заградителя.
Подводный минный заградитель, способный погружаться под воду всего лишь за четыре минуты, с наилучшей стороны проявил себя в ходе Первой мировой войны, в том числе выполнив три минные постановки в районе порта Варна и пролива Босфор. К сожалению, кораблю не суждено было полностью раскрыть свой боевой потенциал и послужить долгие годы на благо своей Родины: в 1919 г. «Краб» был потоплен недалеко от Севастополя интервентами. В 1934 г. его подняли и разобрали на металл.