Предыдущая Оглавление Следующая

100RS014.jpg

Подводная лодка типа Щ

Создание Северного и Тихоокеанского флотов

25 февраля 1932 г. за подписью Председателя Реввоенсовета СССР К.Е. Ворошилова был утвержден план мероприятий с целью формирования Морских сил Дальнего Востока (МСДВ). Согласно данному документу, уже к концу следующего года в боевом составе МСДВ предполагалось иметь бригаду средних подводных лодок (12 кораблей), бригаду подводных лодок типа М (30 кораблей), бригаду траления и заграждения (3 минных заградителя и 9 тральщиков), отряд торпедных катеров (42 ТКА), артиллерийскую бригаду и полк противовоздушной обороны, а также тяжелую авиационную бригаду и авиаэскадрилью дальних разведчиков. Организационно в состав МСДВ должны были входить Владивостокский военный порт, Управление по безопасности кораблевождения (УБЕКО) Дальнего Востока и Амурская лоцманская станция.

Формирование МСДВ фактически началось уже в марте того же года, а 15 марта был назначен их командующий — М.В. Викторов. 30 марта 1932 г. сформировали и штаб МСДВ во главе с О.С. Солонниковым.

Михаил Владимирович Викторов родился в 1894 г. В 1913 г. окончил Морской корпус, затем прошел обучение в минных (1915) и штурманских (1917) классах. Позднее стал выпускником курсов усовершенствования при Военно-морской академии ВМС РККА (1924).

Принимал участие в Первой мировой войне, а в Гражданскую войну, перейдя на сторону большевиков, уже командовал эсминцем и позднее линейным кораблем. Участвовал он и в подавлении мятежа на фортах Красная Горка и Серая Лошадь в 1919 г. Воевал против войск Юденича и английских интервентов (1919) и подавлял известный Кронштадтский мятеж (1921).

В 1921 — 1924 гг. и 1926—1932 гг. М.В. Викторов — начальник Морских сил Балтийского моря (МСБМ), в 1924 г. кратковременно командовал Морскими силами Черного и Азовского морей, а с конца 1924 г. и до 1926 г. исполнял обязанности начальника Гидрографического управления ВМС РККА. В 1932 г. назначается начальником Морских сил Дальнего Востока, а с 1935 г. — командующим Тихоокеанским флотом с одновременным присвоением звания флагман флота 1 ранга. В 1937 г. он становится начальником Морских сил РККА. Однако это был его последний карьерный взлет. В 1938 г. он был репрессирован.

Здесь следует отметить, что практически сразу же с началом реализации планов создания МСДВ возникли и серьезные проблемы пополнения их корабельным составом. Перевод с других флотов по разным соображениям исключался, а строительство кораблей для Тихого океана на верфях европейской части страны могло нанести ущерб численному росту боевого состава флота на Балтийском и Черном морях и на Севере. В итоге, надводные силы МСДВ решили на первом этапе формировать за счет мобилизации Наркомвода, а вот пополнение подводного флота все равно возлагалось в первое время на Балтийский завод. Последний должен был изготавливать секции, из которых уже во Владивостоке (Дальзавод) и Хабаровске (Осиповский затон Хабаровского судомеханического завода) собирались средние ПЛ. Кстати, малые ПЛ было решено строить целиком на заводе в Николаеве и доставлять в собранном виде на Дальний Восток: для этого была даже спроектирована новая субмарина VI серии.

13 апреля 1932 г. принимается решение о создании Северной военной флотилии. Командованием ВМС РККА формируются две Экспедиции особого назначения (ЭОН-1, начальник З.А. Закупнев, и ЭОН-2, начальник М.П. Скриганов) для перевода по внутренним водным путям в акваторию Белого морям Кольского залива двух эскадренных миноносцев типа «Новик», двух СКР и двух (!) подводных лодок. Эти шесть кораблей и должны были составить ядро самого молодого флота отечественного ВМФ.

Предполагалось, что по прибытии кораблей ЭОН-1 в Кольский залив ее руководитель З.А. Закупнев примет на себя обязанности командующего Ce-верной военной флотилией. Там же, на Севере, должен был остаться и начальник штаба ЭОН-1 — будущий Адмирал Флота Советского Союза И.С. Исаков

Захар Александрович Закупнев, ставший флагманом 2 ранга в 1935 г., родился в 1890 г. ив 1911 г. начал службу матросом на Балтийском флоте Российского императорского флота. В 1913 г. он становится комендором учебного артиллерийского линейного корабля «Император Александр II». За проводимую на корабле революционную пропаганду З.А. Закупнев был арестован и после длительного пребывания в тюрьме отправлен на Або-Аландскую укрепленную позицию, где опять занялся «любимым» делом, т.е. революционной пропагандой.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz