Предыдущая Оглавление Следующая

В третьем заходе самолет Борна получил несколько прямых попаданий пуль и снарядов. Управление повреждено не было, но все пилотажно-навигационные приборы вышли из строя. В Да-Нанг поврежденный «Провайдер» привел «Скайрейдер» Берни Фишера. Макс Борн был награжден крестом «За летные заслуги».

За ночь над лагерем С-123 сбросили почти четыре сотни осветительных ракет. Примерно в 4 утра 10 марта Вьет Конг пошел в решительную атаку. К 10 часам обороняющиеся сконцентрировались в узле связи: лагерь почти полностью перешел в руки противника.

В это время над А-Шо появились АС-47 и «Скайрейдер» Берни Фишера. Чуть позлее подошла тройка А-1 во главе с командиром звена из 602-й эскадрильи коммандос майором Вэйни Мейером. В первом же заходе сорвало фонарь на самолете капитана Хуберта Кинга. Кинг был вынужден выйти из боя и тянуть к ближайшему аэродрому. Фишер повел тройку во второй заход. Самолет Мейера вздрогнул: «Похоже, я поймал китайский 37-мм снаряд», — закричал в эфир пилот. Двигатель начал работать с перебоями, кабину «Скайрейдера» заволокло дымом: «Меня подбили, подбили серьезно!» Высота не позволяла Мейеру воспользоваться парашютом. Фишер приказал летчику садится на полосу укрепленного лагеря. Скайрейдер остановился в самом конце полосы. Мейер вылез на крыло самолета. Пара «Сайрейдеров» выполняла очередной заход, стараясь отогнать вьетконговцев от самолета, совершившего вынужденную посадку. Мейер был обречен: спасательный вертолет успеть не мог, к тому же, ему все равно вряд ли бы удалось прорваться сквозь завесу зенитного огня. Фишер принял решение сесть рядом, забрать Мейера и взлететь под огнем противника. И он сделал это! Оба летчика благополучно вернулись в Плейку. 19 января 1967 г. президент США Линдон Джонсон вручил майору Фишеру Медаль Почета, первую «вьетнамскую» Медаль Почета в ВВС. Что же касается А-Шо, то лагерь был эвакуирован, погибли семеро зеленых беретов и 248 южновьетнамцев.

Пятой в ВВС Медали Почета также был удостоен командир С-123 полковник Джо Джэксон из 311-й эскадрильи специального назначения. Послужной список этого пилота внушает уважение. Джо начал службу бортмехаником В-25 в 1941 г., затем выучился на летчика. В Корее на F-84 Джэксон выполнил 107 боевых вылетов и получил крест «За летные заслуги». Казалось, что карьера летчика завершилась в начале 1960-х гг. (завершилась на очень высокой ноте: Джэксон вошел в первую группу пилотов разведчиков U-2), но тут приключился Вьетнам. В общем, Джо Джэксон являлся типичным «old, bold pilot».

AASpn025.jpg AASpn026.jpg

Самолет O-1F в варианте «миниганшипа».

12 мая 1968 г. эвакуация укрепленного лагеря Хэм-Дук, расположенного примерно в 80 км южнее Да-Нанга, вступила в заключительную фазу. Гарнизон лагеря держал оборону трое суток, прежде чем было принято решение об эвакуации. По воздуху удалось перевести из Хэм-Дука более тысячи человек. Последний самолет взял курс на Да-Нанг, когда выяснилось, что в Хэм-Дуке остались два передовых авианаводчика и радист. В это время прямо на полосе аэродромчика вьетконговцы уже вовсю оборудовали позиции для тяжелых пулеметов. Руководство операцией велось с борта С-130, выполнявшего роль воздушного командного пункта. С борта С-130 запросили экипаж С-123 на предмет возможной посадки не в Да-Нанге, а опять в Хэм-Дуке. Командир согласился, однако вырвать троих представителей ВВС из лап вьетнамцев не получилось. Самолет коснулся полосы и тут же взлетел — огонь противника оказался слишком плотным. Попробовать выполнить рискованную спасательную операцию добровольно вызвался полковник Джэксон.

Опытнейший летчик выполнил заход на посадку с крутого снижения и сумел сходу приземлиться, удачно проскочив над позициями зенитчиков. Авианаводчики и радист быстро запрыгнули в фюзеляж, после чего Джэксон развернул самолет на взлетный курс. Пока командир занимался разворотом, второй пилот майор Джэксон, открыв рот, наблюдал за фантастической картиной: направляясь к самолету, по полосе скакала огромная ракета. В С-123 прямой наводкой пустили 122-мм неуправляемую ракету. Наводчик не рассчитал дистанцию — ракета не долетела нескольких десятков метров. За счет настильной траектории реактивный снаряд отскочил от земли, как камешек-голыш от поверхности воды. За серией таких рикошетов с ужасом наблюдал второй пилот. Ракета чуть-чуть не допрыгнула до самолета. В принципе, никакой разницы: взрыв неминуемо накроет «Провайдер». Однако ракета не взорвалась. Джэксон невозмутимо продолжал разворачивать аэроплан. Полный газ, и самолет в воздухе! Через полчаса Джэксон уже заруливал на стоянку в Да-Нанге. Послеполетный осмотр не выявил ни одной пробоины в самолете! Вот что называется «родиться в рубашке». Всего полковник Джэксон выполнил во Вьетнаме 296 боевых вылетов. 16 января 1969 г. президент Джонсон вручил Джэксону Медаль Почета.

Эскадрильи коммандос выполняли важную и нужную работу. Однако аналогичные задачи в Южном Вьетнаме решали штурмовики и транспортные самолеты «обычных» эскадрилий ВВС США и Южного Вьетнама. Но вернемся к настоящим специальным самолетам, к «кораблям Гана».

Предыдущая Оглавление Следующая