Предыдущая Оглавление Следующая

AASpn023.jpg

ВПП лагеря Хэм-Дук. Снимок сделал полковник Джэксон 12 мая 1968 г.

В среднем летчики эскадрилий С -123 в сумме выполняли 50-60 полетов в день. Обычно за один такой полет «посещалось» от пяти до десяти баз спецназа и морской пехоты. В 1965 г. максимальный месячный налет в 311-й эскадрилье составил 1531 ч при среднем налете 1000 ч. В августе «Провайдеры» этого подразделения перевезли почти 6000 т грузов и 18000 пассажиров. Экипажи летали в среднем 20 дней в месяц.

Первую в коммандос Медаль Почета получил член экипажа С-123 за А-Шо. Лагерь А-Шо был расположен всего в 3 км от границы с Лаосом, совсем рядом с одним из маршрутов тропы Хо Ши Мина. Гарнизон лагеря составляли 17 американских зеленых беретов и 375 южновьетнамцев.

Укрепленный лагерь в форме треугольника построили еще в 1964 г. Особого значения ему не придавалось до февраля 1966 г., когда было принято решение построить на месте обычного опорного пункта авиабазу. 7 марта военно-транспортными самолетами в А-Шо была переброшена очередная смена солдат. Немедленно начались работы по укреплению лагеря. Деятельность янки не осталась без внимания партизан. В ночь на 9 марта начался минометный обстрел лагеря, за которым последовала атака. Против 17 американских спецназовцев, 375 бойцов племени Ня и незначительного числа солдат армии республики Вьетнам командование Вьет Конга бросило несколько тысяч (от 3000 до 5000, по американским оценкам) партизан и солдат армии ДРВ. Лагерь оказался в кольце. При таком раскладе обороняющимся оставалось надеяться только на авиацию. Ситуацию хорошо понимал и противник. Командование Вьет Конга организовало настоящий « огненный ящик» вокруг опорного пункта, сосредоточив здесь массу станковых пулеметов, включая крупнокалиберные ДШК.

В 3 часа ночи начался массированный обстрел лагеря из минометов, безоткатных орудий и стрелкового оружия. Обстрел продолжался два часа, после чего начались атаки. Уже к утру обороняющиеся стали испытывать нехватку боеприпасов и медикаментов. Пара С-123 из 311-й эскадрильи прилетела в 9 утра, но сначала не смогли обнаружить цели из-за тумана и низкой облачности. У земли видимость была ограничена 50-100 м, нижний край облачности — 100-200 м. Транспортные самолеты сопровождали пара «Скайрейдеров» из 1-й эскадрильи и пара бомбардировщиков В-57 из 8-й бомбардировочной эскадрильи. Майор Бернард Фишер, пилотировавший А-1, сумел найти окно в облачности и тумане. Майор предложил 1-му лейтенанту Марку Борну, пилоту С-123, пристроиться к нему в хвост и попробовать найти лагерь. Самолеты снижались по крутой спирали. Борн выровнял самолет на высоте 20-30 м. Марк Борн вспоминал: «Лагерь показался прямо по курсу в миле от нас. Только одна сторона треугольника оставалась «дружественной» для нас, как раз здесь находилась зона сброса. Последнюю милю мы летели сквозь сплошные трассы 12,7-мм пуль и 20-мм снарядов. По нам стреляли из долины и со склонов гор. Мы попали в классический противовоздушный капкан. Я уменьшил высоту еще, хотя куда уж ниже! Этим маневром удалось сбить прицел пристрелявшимся зенитчикам.

Я встал на курс сброса груза, пришлось набрать высоту, иначе парашюты бы не раскрылись. Мы опять были уязвимы. Самолет вновь попал в паутину трасс. Фантастическая картина вокруг все прошито зелеными и красными штрихами и звук: рвут полотно, очень громко рвут. Как я завидовал пилоту «Фантома»: форсаж!!! На скорости двух Махов ты уносишься от зенитного огня!

В первом заходе мы сбросили два 180-фунтовых поддона. Левым виражом я развернулся на обратный курс, кажется, законцовка крыла чиркнула по деревьям. В это время на сброс шел МакБасби (пилот второго С-123). На втором заходе я наблюдал впереди самолет Мака. Со стороны смотреть на трассы страшнее, чем из кабины! К счастью, в это время В-57 сбросил баки с напалмом. По крайне мере, у некоторых зенитчиков появилось более интересное занятие, чем охота на С-123. Обстрел немного стих».

AASpn024.jpg

Кавалеры Медали Почета после вручения наград. В центре президент США Джонсон, полковник Джэксон второй справа. Вашингтон, 16 января 1969 г.

Предыдущая Оглавление Следующая