Предыдущая Оглавление Следующая

Крыло к крылу с «Инвейдерами» летали не менее древние С-47, прозванные «Gooney Bird». Изначально в состав отряда коммандос была включена транспортная компонента. С-47 выбрали не случайно. Считалось, что обслуживать самый распространенный в мире транспортный самолет на удаленных посадочных площадках дикой страны будет проще. Так и оказалось. «Дакоты» использовались в качестве транспортных, с них сбрасывали листовки, вели через установленные в проеме двери грузовой кабины мощные динамики пропагандистские передачи. Транспортники широко применялись в качестве самолетов-осветителей. В этом случае они тесно взаимодействовали со «штурмовиками» Т-28 и В-26. Пытались использовать С-47 в качестве бомбардировщика. Вэйд Эверетт, пилот С-47, вспоминал, что весной 1962 г. производились опыты по сбросу с самолета поддонов с напалмом. На каждом поддоне крепилась 55-галлонная бочка с зажигательной смесью. Поддоны сталкивались в дверь грузовой кабины вручную. Первые сбросы прошли удачно, но затем в одном из полетов бочка ударилась о стабилизатор. Экипажу повезло дважды: бочка не лопнула, а стабилизатор, хоть и был помят, но уцелел. От идеи использовать транспортный самолет в качестве носителя напалма пришлось отказаться.

Первые задания по плану контрпропаганды выполняли четыре самолета U-10 «Хелио Курьер» из 1-й эскадрильи коммандос. Затем к ним подключились С-47 из 5-й и 9-й эскадрилий коммандос. На «курьерах» стояли 250-ваттные динамики, кабина была прикрыта броней. Вещали в динамики и сбрасывали листовки один-два вьетнамца. Результативность психологической войны всегда оценивать очень сложно. Пилоты U-10 рассказывают о сдавшихся в плен вьетконговцах, якобы наслушавшихся голоса с неба. Может, так оно и было, может, нет. Кто теперь скажет, когда и почему вьетконговцы толпами сдавались в плен, да и вообще — сдавались ли? Несомненный факт: полеты U-10 являлись исключительно опасной работой. Те же ветераны всегда отметят: «Чаще всего реакцией на передачу являлся огонь с земли из всех видов оружия».

В марте 1965 г. была сформирована 315-я авиационная группа коммандос в составе 19-й, 309-й, 310-й и 311-й эскадрилий коммандос. Все эскадрильи имели на вооружении самолеты С-123 «Провайдер». «Провайдеры» снабжали удаленные гарнизоны опорных пунктов, выполняли все мыслимые и немыслимые перевозки (кто не верит, вспомните замечательный фильм «Эйр Америка»). Благодаря самолетам С-123 удалось наладить «вьетнамский воздушный мост» (Vietnam Airlift). На первых порах основной угрозой для экипажей «Провайдеров» стало отвратительное качество взлетно-посадочных площадок Южного Вьетнама и Лаоса. Далеко не всегда на эти, с позволения сказать, «аэродромы» могли приземлиться крайне неприхотливые грузовики С-123. На качество аэродромов накладывалось «качество» экипажей и несовершенное радиоэлектронное оборудование.

AASpn020.jpg

Пехотинцы готовятся к погрузке в С-123, 1964 г

AASpn021.jpg AASpn022.jpg

С-123, уничтоженный в результате обстрела базы Кхе-Сан, 1968 г.

Очередь ДШК «прошлась» по крылу этого С-123.

В конце 1965 — начале 1966 г. разбились четыре С-123. При посадке в Дау-Тиенге один С-123 умудрился протаранить сначала вертолет «Чинук», а затем зацепил «Хью». Три летательных аппарата вышли из строя. Первый раз на взлете С-123 грохнулся в районе Дельты в 1965 г. Находившимся на борту 75 солдатам и членам экипажа повезло: самолет упал на рисовый чек с небольшой высоты, погибших не было. Еще пара С-123 разбилась на взлете в 1966 г. У одного отказали двигатели (46 солдат 1-й кавалерийской дивизии и члены экипажа погибли). Второй С-123 при взлете в сложных метеоусловиях столкнулся с горой. Примерно аналогичный случай имел место в конце 1965г., когда в маловысотном полете в условиях тумана «Провайдер» также врезался в гору: погибли все находившиеся на борту (81 южновьетнамский парашютист и четыре члена экипажа). В январе 1966 г. при выполнении боевого задания на сброс осветительных ракет С-123 столкнулся в воздухе со штурмовиком А-1Е.

Предыдущая Оглавление Следующая