По каждому образцу были проанализированы все выявленные отказы и поломки, как в ходе эксплуатации, так и по причине конструктивных, производственных и технологических недостатков, выявленных, суровыми условиями Афганистана.
Приведем некоторые замечания по всем видам боевой техники и вооружения и прозвучавшие тогда предложения по устранению недостатков.
Предложения по совершенствованию некоторых образцов техники
а) по танкам Т-62
и T-55:
- изменить конструкцию направляющего колеса за счет изготовления его из качественного высоколегированного сорта металла и дополнительного введения в структуру конструкции колеса легированных компонентов, усиливающих ребра жесткости;
- упрочить конструкцию и технологическую основу баков-стеллажей и усилить сварные швы, так как при подрыве танка на мине или фугасе баки изламываются и заклинивают артвыстрелы в стеллажах;
- усилить торсион привода компрессора танка Т-62 (при напряженной эксплуатации в условиях повышенных температур и сильной запыленности имели место случаи поломки этого торсиона);
- в целях повышения живучести башни танка требуется установка дополнительной брони, и не только на передней (лобовой) части, но и с боков и сзади;
- для обеспечения сохранности днища танка при подрывах на фугасах и минах в районе посадочного гнезда балансира второго и первого задних катков необходимо прочностное усиление;
- пересмотреть химический состав резиновых массивов бандажей опорных катков танков, эксплуатируемых в горно-пустынной местности;
- предусмотреть в конструкции Т-62 и Т-55 установку автоматизированной системы защиты электродвигателей и блоков питания электроспецоборудования по типу устанавливаемых на Т-72, Т-64 и Т-80;
- для улучшения обзорности (вертикальных углов) изменить конструкцию смотровых приборов наблюдения и их крепления в шахтном пространстве командирского люка.
б) по БМП:
- для повышения устойчивости и надежности крепления опоры башен заменить пластмассовые опорные шары на стальные;
- усилить кронштейны роликов опоры полика в боевом отделении;
- из-за плохой надежности крепления заводской дополнительной брони предусмотреть ее замену на резинометаллическую противокумулятивную защиту, подобную защите на танке Т-62;
- изменить конструкцию гидродинамической решетки и способ ее крепления на БМП, так как данная решетка при эксплуатации в горных условиях разрушается вследствие попадания в ее ребра осколков камней;
- усилить ступицы опорных катков и усовершенствовать технологию наклейки резинового бандажа;
-
при подрыве на минах маслобак разрушается по сварным швам, поэтому необходимо усиление сварных швов и жесткости перегородок и стенок маслобака;
- пересмотреть конструкцию крепления ребристого листа, который служит в качестве крыши моторно-трансмиссионного отделения;
- для исключения случайного спадания гусеничной ленты при эксплуатации в горных условиях нужно смонтировать на ступице ведущего колеса между венцами дополнительный отбойный диск;
- усилить кронштейн крепления пушки 2А42 с целью исключения появления трещин на ее стволе через 2000— 3000 выстрелов;
- изменить конструкцию установки под ПТУР более универсальной турелью, обеспечивающей установку пулемета «Утес» и
АГС-17.
в) по колесным БТР:
- усовершенствовать конструкцию редуктора привода вентилятора. Пересмотреть технологию закалки зубьев шестерен редуктора и шлицев ведомого вала;
- установить бойницу с правой стороны от лобового стекла для возможности ведения огня из ручного пулемета с места командира машины;
- для исключения перегрева двигателей на БТР-60, БТР-70 и поступления необходимого количества охлаждающего воздуха переделать привод жалюзи для их открывания во всех плоскостях и регулирования угла забора встречного потока воздуха;
- обеспечить нормальный доступ к кранам системы охлаждения, а поэтому пересмотреть их размещение;
- усилить технологически днище в месте нахождения водителя и командира машины;
- изменить конструкцию деталей подвески и узлов ходовой части, которые размещены в носовой части машины;
- изменить технологию изготовления картера рулевого управления с целью повышения его прочности;
- внедрить электромеханический привод башни, предусматривающий изменение скорости наведения вооружения на цель и резкого переброса с максимальным наведением.
г) по вооружению:
- переделать конструкцию крепления бронезащиты на зенитных установках ЗУ-23-2 и усилить прочностную жесткость;
- упрочить конструкцию стволов гаубиц Д-30 и усилить сальниковые элементы противооткатных устройств при стрельбе выстрелами с полным зарядом;
- изменить конструкцию и повысить надежность досылателей и механизма запирания ствола 122-мм самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика», 152-мм 2С3 «Акация» и миномета 2С4 «Тюльпан»;
- в конструкцию 30-мм пушки 2А42 на БМП-2 включить устройство, исключающее перекос снарядов при заряжании, и повысить надежность работы электросхемы пушки;
- предусмотреть установку дополнительной броневой защиты для укрытия личного состава во время движения на марше. На 122-мм самоходной гаубице 2С1 «Гвоздика» смонтировать приборы наблюдения водителя с большими углами обозрения;
- на 152-мм самоходной гаубице 2С3 «Акация» необходимо установить 12,7-мм зенитный пулемет НСВ (ДШК) для защиты расчета от воздействия огня стрелкового оружия;
- для всех РСЗО предусмотреть боковые съемные броневые листы для защиты пакета направляющих от попадания пуль и осколков при движении в колоннах;
- установить на командно-штабных машинах комплексов 1В12 и 1В17 приборы наблюдения с увеличенными углами возвышения для ведения наблюдения за вершинами высот.
Кроме того, штабом РВиА армии были высказаны предложения по повышению эффективности артиллерийского вооружения и улучшению защищенности личного состава от огня душманов.