Предыдущая Оглавление Следующая

BHUrF014.jpg

«Апачи»

В операции Iraqi Freedom впервые массированно использовались боевые вертолеты Боинг AH-64D «Апач Лонгбоу». На театре военных действий было сосредоточено порядка 140 «Апачей» модификаций А и D.

Первый случай боевого применения AH-64D «Апач Лонгбоу» имел место уже в первые часы проведения операции, когда вертолеты подразделения 1-3 3-й пехотной (механизированной) дивизии армии США нанесли удар по иракскому наблюдательному пункту недалеко от границы с Кувейтом. По цели были выпущены ПТУР AGM-114L с радиолокационным наведением и AGM-114K с лазерным наведением.

Перед рассветом 24 марта 2003 г. в районе Насирии ракетой AGM-114L был уничтожен Т-54 — первый танк, пораженный ракетой данного типа в боевых условиях. Этот день ознаменовался массированным рейдом боевых вертолетов армии США в глубь Ирака: 34 «Апача Лонгбоу» из 11-го авиационного полка и вертолеты роты С батальона 1-227 1-й кавалерийской дивизии нанесли удар по позициям дивизии «Медина» Республиканской Гвардии Ирака между городами Хилла и Кербела. Планом боевого вылета не предусматривалась координация действий вертолетов с артиллерией или авиацией. По выражению западного обозревателя, налет представлял собой «только Апач-шоу».

Представители армии США отмечали у иракцев эффективную координацию действий традиционных средств обнаружения и поражения воздушных целей. Иракские наблюдатели визуально обнаружили приближения боевых вертолетов и смогли сообщить информацию на командный пункт по телефону. Сигналом на открытие огня ствольными системами ПВО стало прекращение подачи электроэнергии гражданским объектам. Командир V американского корпуса генерал-лейтенанта Уильям Уэллэс (William Wallace) вспоминал: «Весь город, все прилегающие к нему окрестности погрузились во тьму... К нашим боевым вертолетам потянулись трассы ... Огонь с земли был очень интенсивным».

Иракская бронетехника была рассредоточена и хорошо замаскирована. По этой причине боевые вертолеты смогли поразить ракетами четыре или пять танков, а также несколько других единиц бронетанковой техники. Часть AH-64D вернулись на базу с неизрасходованным боекомплектом. По словам генерал-лейтенанта Уэллэса, поставленную задачу выполнить не удалось. В этом рейде получили повреждения 27 вертолетов «Апач Лонгбоу». В каждом из них имелось не менее шести пробоин от снарядов и осколков снарядов калибра 23 мм и выше (в ряде западных источников приводятся данные о 15—20 попаданиях в среднем). На одном «Апаче» гранатой, выпущенной из РПГ-7, был разбит двигатель, но экипаж сумел дотянуть на одном моторе до северных районов Кувейта. 11 из 27 поврежденные вертолетов удалось вернуть в строй в течение четырех дней, ремонт остальных машин потребовал более длительного времени.

«Апач Лонгбоу» с серийным номером 99-5135 24 марта был сбит. Вообще история с этой машиной — чистой воды детектив. Телевизионная картинка размахивающего древней винтовкой федаина на фоне невредимого боевого вертолета обошла весь мир. Иракцы утверждали, что якобы сей достойный мусульманин, Али Обейд Менгаш, сбил «Апач» из дедовского самопала. Генерал Томми Франке заявил, что «происшествие не является следствием действий фермера». Видимых повреждений машина не имеет. Как бы то ни было, но новейший вертолет попал в руки противника, экипаж «Апача» попал в плен.

На следующий день американцы организовали настоящую воздушно-наземную операцию по уничтожению AH-64D с серийным номером 99-5135. Отработать по цели авиации помешала облачность и пыльные бури (по другой информации, удар по «Апачу» бомбами с лазерным наведением все-таки был нанесен самолетами F-14D, но успеха не имел), а обстрел места приземления дальнобойной артиллерией и реактивными системами залпового огня запоздал: иракцы отбуксировали трофей грузовиком. Через двое суток замаскированный вертолет был обнаружен группой американского спецназа недалеко от багдадского международного аэропорта «Саддам». Американский спецназ смог вызвать авиацию и выдать целеуказание управляемым средствам поражения. Утверждается, что по крайней мере одна корректируемая бомба попала в цель. Тем не менее окончательная точка в этой странной истории с первым потерянным в Ираке вертолетом «Апач Лонгбоу» пока не поставлена.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz