№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Дата |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
Примечания |
|||
СЕВЕРОДВИНСК |
||||||
1. |
К-19 |
901 |
17.10.58 |
11.10.59 |
12.11.60 |
Мод. пр. 658М, мод. пр. 658С, переим. КС-19 |
2. |
К-33 |
902 |
09.02.59 |
06.08.60 |
24.12.60 |
Мод. пр. 658М, мод. пр. 658Т, переим. К-54 |
3. |
К-55 |
903 |
05.08.59 |
18.09.60 |
27.12.60 |
Мод. пр. 658М, мод. пр. 658Т, 1981—1983 гг. — мод. пр. 658У |
4. |
К-40 |
904 |
06.12.59 |
18.06.61 |
27.12.61 |
Мод. пр. 658М, мод. пр. 658Т |
5. |
К-16 |
905 |
05.05.60 |
31.07.61 |
28.12.61 |
Мод. пр. 658М. мод. пр. 658Т |
6. |
К-145 |
906 |
21.01.61 |
30.05.62 |
23.10.62 |
Мод. пр. 701 |
7. |
К-149 |
907 |
12.04.61 |
20.07.62 |
27.10.62 |
Мод. пр. 658М, с 1969 г. «Украинский комсомолец», мод. пр. 658Т |
8. |
К-178 |
908 |
11.09.61 |
01.04.62 |
08.12.62 |
Мод. пр. 658М, мод. пр. 658Т, 1982—1984 гг. — мод. пр. 658У |
По сравнению с торпедной лодкой проекта 627 в конструкцию ракетного атомохода был внесен ряд серьезных изменений. В частности, для управления на больших скоростях использовались малые горизонтальные кормовые рули. Лодка получила малошумную и более живучую электрогидравлическую систему управления рулями. Предусматривалось продувание главного балласта воздухом низкого давления. Внедрялась автономная система пожаротушения в реакторном отсеке. Также применялась продольная система набора наружного корпуса, дававшая значительную экономию стали и значительные преимущества в сравнении с имеющейся на всех подводных лодках поперечной системой набора.
![]() |
|
![]() |
По сравнению с американским аналогом первый советский ракетный атомоход обладал более высокой скоростью подводного и надводного хода, увеличенной глубиной погружения, а также лучшей боевой живучестью, уступая американской ПЛАРБ по уровню скрытности, а также по возможностям информационных средств. Весьма существенно проигрывал проект 658 и по такому важнейшему показателю, как отношение массы ракетного вооружения к тоннажу корабля. Если на лодках типа «Джордж Вашингтон» на каждую тонну ракет «Поларис А-1» приходилось немногим более 30 т водоизмещения, то на советской ПЛ эта величина возрастала почти до 130 т.
Из-за требований обеспечения высокой мореходности в надводном положении и уменьшения заливаемости палубы надстройки во время предстартовой подготовки и пуска баллистических ракет в надводном положении, чему придавалось важное значение, пришлось отказаться от «торпедообразной» формы носовой оконечности лодки и вернуться к традиционным «корабельным» обводам. Поэтому подводные лодки проекта 658 имели заостренные обводы носовой оконечности.
Уже в ходе серийной постройки часть лодок получила шумопоглощающее покрытие наружной обшивки, выполненное из специальной резины и затруднявшее слежение за кораблем ГАС противника, работающих в активном режиме (подобные покрытия появились на советском флоте впервые в мире). Впрочем, покрытие первого поколения оказалось не очень прочным, и к началу 1970-х гг. почти все лодки проекта 658 остались «ободранными».
АПЛ проекта 658 имела 14 бескингстонных цистерн главного балласта (ЦГБ), роль средней группы играли ЦГБ № 5, 6, 7 и 9. Продувание ЦГБ производилось воздухом высокого давления, а концевых групп помимо воздуха — еще и отработанными газами дизель-генераторов. Большие объемы цистерн потребовали разработки новой конструкции клапанов вентиляции.
Ожидавшиеся большие подводные скорости подводной лодки и предположения, что уже при малых углах перекладки рулей может быть превышен допустимый дифферент лодки, привели к установке двух пар кормовых горизонтальных рулей: малых (МКГР) для больших скоростей и больших (БКГР) для скоростей до 14— 16 узлов.
Подводная лодка проекта 658.