После удачно сданного ВМФ комплекса баллистических ракет Д-1 с ракетой Р-11ФМ коллектив С.П. Королева продолжил работы по новым ракетам, специально разрабатываемым для подводных лодок. Тем более что еще постановлением от 19 июля 1955 г. наряду с разработкой техпроекта Р-11ФМ, оснащенной тактическим специальным боеприпасом (СБП), ОКБ-1 НИИ-88 обязывалось представить результаты эскизной проработки новой морской ракеты с таким же зарядом, рассчитанной на дальность 400 км.
Начало разработки определялось постановлением правительства от 25 августа 1955 г., а основной целью стало существенное увеличение дальности пуска баллистической ракеты подводных лодок по сравнению с Р-11ФМ, с тем чтобы можно было поразить цели в глубине территории противника. Задача увеличения дальности решалась как увеличением массы и габаритов ракеты, так и повышением ее массоэнергетического совершенства. Имея положительный начальный опыт, С.П. Королев предусмотрел для новой ракеты схему надводного старта, аналогичную Р-11ФМ.
Создание новой ракеты для подводных лодок поручили тогда еще молодому конструктору В.П. Макееву, не так давно пришедшему в ОКБ-1. У него имелись все задатки крупного и талантливого руководителя, и когда правительство решило поручить СКБ-385 проектирование баллистических ракет для подводных лодок, С.П. Королев рекомендовал его кандидатуру на должность главного конструктора.
Стоит немного рассказать об истории этого КБ. Помня о значительных потерях промышленного потенциала в европейской части страны в период войны, советское правительство приняло в 1946 г. решение о создании одного из центров ракетостроения на Урале. 16 декабря 1947 г. министр вооружения Д.Ф. Устинов издал приказ об организации специального конструкторского бюро по ракетам дальнего действия при заводе №66 на площадях бывшего завода №385. При заводе сформировали СКБ-385, которому и поручили отработать технологию серийного производства баллистических ракет Р-1 и Р-2 на заводе №66. В 1949 г. по решению Совета Министров СССР СКБ-385 выделилось из состава завода №66 и стало самостоятельной организацией. В феврале 1953 г. на СКБ-385 правительственным решением была возложена задача освоения серийного производства ракет Р-11. Именно тогда состоялось назначение главным конструктором СКБ В.П. Макеева. В августе 1955 г. СКБ-385 поручили работу по первой отечественной морской баллистической ракете Р-11ФМ. А 31 августа 1956 г. постановлением СМ СССР проектирование ракеты для подводной лодки проекта 629 передали из перегруженного ОКБ-1 в СКБ-385. Впоследствии коллектив этого конструкторского бюро стал основным разработчиком баллистических ракет морского базирования.
При создании БРПЛ Р-13 в максимальной степени использовались отработанные на Р-11ФМ конструктивно-схемные, компоновочные и структурные решения как непосредственно по БРПЛ, так и по корабельным системам комплекса.
Ракета Р-13 конструкции СКБ-385, оснащенная мощной боеголовкой, стала первой морской БР, специально разработанной для подводной лодки. ТТЗ на комплекс с ракетой было выполнено полностью, а по максимальной дальности стрельбы существенно превышено: вместо заданной величины 450 км обеспечивалась дальность стрельбы 600 км.
Ограничения габаритов ракеты Р-13 (диаметр 1,3 м, длина не более 12 м), большая масса боевого блока (около 1600 кг), необходимость обеспечения требуемой прочности при глубинном бомбометании и качке подводной лодки при старте, а также широкий температурный диапазон хранения заправленной ракеты (от -40 до + 50°С) без дренажа и слива топлива при заданной дальности стрельбы потребовали изыскания новых компоновочных и конструктивных решений.
Стартовая масса ракеты, кг |
13745 |
Габаритные размеры, м: |
|
- длина ракеты |
11,835 |
- диаметр |
1,3 |
- размах стабилизаторов |
1,91 |
Масса компонентов ракетного топлива (азотная кислота АК-20И, смесь ТГ-02), кг |
10006 |
Тип двигательной установки |
ЖРД |
Тяга ДУ на земле, кгс |
25720 |
Тип системы управления |
Инерциальная |
Максимальная дальность стрельбы, км |
650 |
Точность стрельбы (КВО), км |
4,0 |
Тип амортизации БР |
Рычажно-пружинная |
Вид предстартовой подготовки |
Ручная |
Условия боевого применения БРПЛ по: |
|
- широте места старта |
60 Ю.Ш. - 75 С.Ш. |
- глубине старта |
Надводный старт |
- скорости хода ПЛАРБ, узлы |
До 15 |
- волнению моря, баллы |
5 |
Время предстартовой подготовки, мин |
60 |
Интервал старта, с |
240 |
Тип подводной лодки (проект) |
629, 658 |
Количество ракет на лодке |
3 |
Р-13 представляла собой одноступенчатую ракету с моноблочной отделяемой головной частью, снаряженной мощным термоядерным зарядом. Хотя ракета Р-13 являлась своего рода «исправленным и дополненным изданием» Р-11ФМ, ее схема имела и свои особенности. Основными из них являлись: отделяемая головная часть с боевым блоком, пятикамерная схема двигателя (одна центральная и четыре рулевых), турбонасосная система подачи топлива в двигатель, расположение бака окислителя перед баком горючего, а также отсутствие газовых рулей.
Конструктивно ракета состояла из головной части, межступенного, топливного и хвостового отсеков. Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) располагался в хвостовом отсеке. Головная часть и хвостовой отсек снабжались пластинчатыми стабилизаторами. Топливный отсек образовывали баки, выполненные несущими. Баки окислителя и горючего представляли собой единую сварную конструкцию из высокопрочной жарокислостойкой стали. На баках ракеты устанавливалась специальная арматура, которая обеспечивала заправку ракеты компонентами топлива, их слив и наддув баков.