![]()
|
![]() |
Автозаправщик окислителем ЗАК-32А | Заправка ракеты Р-13 на береговой базе. |
Агрегаты комплекса наземного оборудования обеспечивали выполнение следующих основных работ:
- транспортировку на ангароскладских тележках ПР-34 ракет в пределах технической позиции и изотермических агрегатов ПР-42 и ПР-43 в транспортных контейнерах по шоссейным дорогам;
- доставку по воздушным путям сообщения без ограничения дальности, скорости и высоты полета;
- погрузку (выгрузку) подготовленных ракет на подводные лодки с кантованием одним или двумя кранами;
- установку ракеты на уровень верхнего среза шахты подводных лодок погрузочно-стыковочными агрегатами ПС-31и пр.
Кроме того, в состав комплекса входили учебно-тренировочные средства для обучения и тренировки личного состава ВМФ, обслуживающего комплекс, морской транспорт (для межбазовой транспортировки ракет и выдачи их на подводные лодки).
Поскольку в комплексе Д-2 ракета Р-13 поступала на подводную лодку с заправленным баком окислителя (использовался автозаправщик ЗАК-32А), то операция по установке ракет Р-13 на пусковой стол, поднятый на уровень верхнего среза шахты подводной лодки, представляла определенные трудности. Решалась она двумя путями. Один из них — применение двух стреловых кранов для кантования в вертикальное положение и установки ракеты на пусковой стол. Для этого варианта ГСКБ разработало комплект специальных траверс. Такой способ оказался применим и обеспечивал относительную безопасность работ, когда подводная лодка и ракета не испытывали перемещения от воздействия ветра и волн.
![]() |
![]() |
Вариант крановой погрузки ракеты Р-13 на подводную лодку. | Макет баллистической ракеты Р-13 перед погрузкой в шахту во время испытаний комплекса Д-2. |
Другой способ должен был в большей степени исключить зависимость от сложных гидрометеорологических условий и обеспечить безопасный процесс выдачи ракеты на лодку. Для этого ГСКБ разработало уникальный по назначению конструкции и характеристикам подъемно-стыковочный агрегат ПС-31. ПС-31, являясь совершено новым типом агрегатов наземного оборудования, транспортировал ракету с технической позиции на причал, стыковался с подводной лодкой, отслеживал (вместе с ракетой) ее перемещения в любом направлении, переводил ракету в вертикальное положение и устанавливал на пусковой стол.
Отработка системы вооружения Д-2 включала в себя: наземную экспериментальную отработку элементов бортовой и корабельной систем управления, агрегатов ракеты и других составных частей ракетного комплекса, летно-конструкторские испытания ракеты с неподвижного и качающегося стендов в условиях полигона с задачами, идентичными задачам при аналогичных испытаниях ракетного комплекса Д-1, а также совместные летные испытания с подводной лодки проекта 629.
На Николаевском судостроительном заводе им. Носенко были изготовлены опытные образцы агрегатов ПС-31. Там же они были отработаны на созданном ГСКБ специальном качающемся стенде, имитирующем перемещение подводной лодки.
Летные испытания Р-13 начались с более чем годичным опозданием. Не хватало мощности производства завода №385, а завод №66* был перегружен выпуском другой продукции. Поэтому в 1958 г. этот завод передали для выпуска изделий СКБ-385, а значительную часть плана его серийной продукции перепоручили другим предприятиям. Сказался и недостаток опыта: в отличие от других КБ, почти весь коллектив СКБ-385 состоял из молодых специалистов. Сам В.П. Макеев резко выделялся своей молодостью среди еще не старых в те годы других главных конструкторов советских ракет, хотя уже и поработал у С.П. Королева в качестве ведущего конструктора Р-11. Для устранения допущенных ошибок потребовалось участие специалистов королевского ОКБ-1.
Несмотря на это, а скорее, благодаря этому СКБ-385 завершило разработку Р-13 столь успешно, что при сдаче вооружение по постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 13 октября 1961 заданная максимальная дальность стрельба превышена на 30%, а объем испытан удалось сократить на восемь пусков сравнению с планом.
Ракета Р-13 проходила летные испытания с июня 1959 г. по март 1960 г. полигоне Капустин Яр с неподвижного стенда и со специального комплекса СМ-49, имитировавшего подводную лодку в море, провели 19 пусков (15 успешных).
С целью экспериментальной проверки живучести ракет при взрыве глубинных бомб на различных дистанциях от корпуса лодки на СМП в 1959 по чертежам ЦКБ-16 был изготовлен натурный ракетный отсек корабля СРО-629. БТЩ «Борис Сафонов» проекта 254 переоборудовали под корабль обеспечения испытаний. Главным конструктором проекта переоборудования была М.П. Ремпель. Обширные натурные испытания отсека с установленными в нем ракетами на взрывостойкость осуществлялись неконтактными взрывами глубинных бомб, мин и шнуровых зарядов, имитирующих по ударной волне атомные подводные взрывы. Всего провели шесть испытаний, которые выполнили специалисты ЦНИИВК, ЦНИИ-45, ЦКБ-16, ЦКБ-34 и других заинтересованных организаций. Результаты подтвердили правильность расчетов и конструктивных решений по прочному корпусу и узлам крепления ракетных шахт и показали полную безопасность ракет при взрывах глубинных бомб на заданных ТТЗ дистанциях. Тем не менее были выработаны рекомендации по путям повышения взрывобезопасности ракет (например, предлагалось хранить ракеты на подводных лодках заправленными только окислителем, а горючее хранить в цистернах лодки).
* Завод № 66 выпускал стрелковое и авиационное пушечное вооружение.