Одним из таких руководителей оказался Михаил Александрович Захаров. В качестве Генерального директора одного из холдингов он сумел объединить в рамках этой структуры деятельность конструкторов и производителей созданной еще в советские времена, но до сих пор лучшей в мире боевой машины пехоты БМП-3 с работой ряда предприятий смежников и отраслевых НИИ. Это дает возможность предприятиям отрасли, используя рыночные механизмы, держаться на плаву в современных крайне неблагоприятных условиях и не прекращать работу по дальнейшему совершенствованию отечественного бронетанкового вооружения и техники.
Сегодня Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий, кавалер многих правительственных наград, один из талантливейших организаторов оборонной промышленности Михаил Александрович Захаров, к счастью для нас, жив, здоров, полон энергии и успешно продолжает свою благородную патриотическую деятельность.
На этой же странице старого блокнота есть и другая примечательная запись:
Личность и биография этого человека не совсем обычные, а переменчивая судьба полна неожиданных и крутых поворотов.
Евгений Абрамович Зубов — профессиональный военный, танкист, офицер, фронтовик, мой однокашник по военной академии, волею судеб ставший одним из руководителей отечественной бронетанковой промышленности.
Впервые я встретился с ним 60 лет назад, сразу же после окончания войны, когда мы в числе других фронтовых офицеров-танкистов были откомандированы из районов, где нас застала победа, в Москву для поступления в Военную академию бронетанковых войск.
Среди других молодых офицеров Евгений Абрамович выделялся очень приметной внешностью. Крепкое телосложение, крупная голова с густыми темными волосами, внимательный взгляд больших темно-карих глаз из-под широких, как будто нарисованных, бровей, неторопливая речь с легко угадывающимся североуральским произношением создавали впечатление не то чтобы солидности (какая уж там солидность в двадцать с небольшим лет?), а некой основательности и надежности.
Евгений Абрамович Зубов.
Позднее выяснилось, что до войны он успел получить педагогическое образование. Будучи призван в армию и закончив в апреле 1942 г. Челябинское танкотехническое училище, он, младший техник-лейтенант, старший механик-водитель танка KB-1 с (в то время это была офицерская должность), оказался в самом пекле войны. Достаточно сказать, что в составе 1-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва ему довелось участвовать в самых тяжелых боях исторической Сталинградской битвы 1942 — начала 1943 г. В крупнейшем танковом сражении Второй мировой войны во время Курской битвы лета 1943 г. его танк был в самой гуще боев под Прохоровкой в составе 53-й танковой бригады 5-й гвардейской танковой армии. После ранения он был назначен техником по ремонту танков во 2-ю гвардейскую танковую бригаду. Пройдя с боями Белоруссию и часть Прибалтики, он закончил войну в Восточной Пруссии, где принимал участие в окружении города-крепости Кенигсберга и в боях на Земландском полуострове. Отсюда в июне 1945г. они был откомандирован в академию.
Учились мы с ним на одном курсе, но на разных отделениях, и поэтому в годы учебы общались мало.
К моменту окончания нами академии (1951) в стране разворачивались работы по созданию первого послевоенного поколения новых танков, в которых должен был воплотиться весь опыт Великой Отечественной войны. Для усиления танковых конструкторских бюро высококвалифицированными инженерами-танкистами, имеющими боевой опыт и фундаментальное военно-техническое образование, правительством было решено прикомандировать нескольких выпускников нашей академии к Министерству транспортного машиностроения, которому тогда были подчинены танковые заводы и конструкторские бюро. В числе других выпускников в распоряжение этого министерства был откомандирован и Евгений Абрамович Зубов.
В первые же месяцы работы в знаменитом Челябинском танковом КБ, руководимом выдающимся танковым конструктором Жозефом Яковлевичем Котиным, Евгений Абрамович проявил I себя как энергичный и инициативный специалист. Он сразу же включился в проводившиеся тогда опытно-конструкторские работы по созданию нового тяжелого танка под условным наименованием «объект 730». В тот период работы находились на самой ответственной завершающей стадии. Образец дорабатывался по результатам государственных и войсковых испытаний, проведенных в 1950 г. Работа под руководством прославленного главного конструктора, участие в доработках танка, в проведении его повторных полигонных и контрольных испытаний в1951—1952 гг. позволили Евгению Абрамовичу в короткие сроки приобрести большой опыт. Он был назначен ведущим конструктором по этому танку. Уже к концу 1952 г. весь цикл доработок и испытаний нового танка с участием Е.А. Зубова был завершен. В 1953 г. танк был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-10.
И здесь Евгению Абрамовичу довелось окунуться в работу с производственным персоналом Челябинского тракторного завода, осваивавшим технологию серийного производства нового танка. Конструкторское сопровождение этого процесса потребовало от ведущего конструктора принятия множества оперативных технических решений по уточнению конструкторской документации и «отехнологичиванию» конструкции танка. Это была еще одна серьезная школа усовершенствования Е.А. Зубова как специалиста.
Первые серийные танки Т-10 стали поступать в войска на укомплектование частей Киевского военного округа. Евгению Абрамовичу пришлось длительное время находиться в танковых частях этого округа с целью оказания помощи личному составу частей и танкотехнической службе в освоении устройства и эксплуатации танка. Здесь весьма пригодились и его фронтовой опыт, и его доскональное знание конструкции танка, и довоенное педагогическое образование.
Казалось бы, для Евгения Абрамовича все складывалось благоприятно. Его работа в период 1951—1954 гг. дала ему очень много как специалисту и не осталась незамеченной руководством КБ, ЧТЗ, Минтрансмаша, а также ГБТУ Минобороны и командованием войсками КВО.