Курганский машиностроительный завод (КМЗ).
Однако в 1954 г. произошли события, многое изменившие в его судьбе. После смерти И.В. Сталина и прихода к власти Н.С. Хрущева началось проведение военной реформы. Произошло не только крупное количественное сокращение численности вооруженных сил, но изменились взгляды политического руководства на роль и значение различных родов войск и видов вооружения в современной войне. Так, в соответствии с радикальной точкой зрения Н.С. Хрущева, танковые войска, якобы утратившие свое значение в современной ракетно-ядерной войне, должны были отмереть, как и вообще вооруженные силы общего назначения, уступив свое место стратегическим ядерным силам. Кстати, подобная печальная участь была уготована Н.С. Хрущевым ствольной артиллерии, надводному военному флоту и дозвуковой военной авиации. В связи с этим было проведено первое крупное сокращение вооруженных сил (на 620 тыс. чел.). В числе первых же уволенных кадровых офицеров оказались специалисты, прикомандированные к Минтрансмашу. Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых этим министерством, ожидало существенное сокращение.
Тридцатилетний майор Е.А. Зубов был уволен в запас.
Сознание того, что он, боевой офицер, пройдя войну, получив высшее военно-инженерное образование, отдав столько сил созданию нового танка, освоению его серийного производства и войсковой эксплуатации, оказался ненужным Министерству обороны, было для него тяжелой трагедией.
Однако руководители Минтрансмаша не торопились с ним расставаться. Наоборот, высоко оценивая его квалификацию и опыт, ему сразу же предложили должность главного конструктора Курганского машиностроительного завода (КМЗ), осуществлявшего разработку и производство гусеничных транспортеров высокой проходимости. Эти работы не подлежали свертыванию, так как транспортеры были одинаково пригодны для использования в армии и в народном хозяйстве, особенно в заснеженных или заболоченных северных районах.
Работая на этом заводе в качестве главного конструктора, а затем и главного инженера, Евгений Абрамович проявил себя не только как высококвалифицированный инженер-конструктор, но и как способный руководитель и организатор производства.
Вскоре началась хрущевская административно-хозяйственная реформа, связанная с децентрализацией руководства экономикой. В 1957 г. были ликвидированы отраслевые союзные и республиканские промышленные министерства. Функции управления были переданы региональным органам, так называемым совнархозам. Потребовались квалифицированные руководители на местах, способные управлять деятельностью промышленных, в том числе оборонных, предприятий в каждом регионе. Наиболее подходящей кандидатурой в Курганском регионе оказался Евгений Абрамович Зубов. Он и был выдвинут на должность главного инженера Главного управления оборонной промышленности Курганского совнархоза.
Через некоторое время было произведено укрупнение некоторых регионов. Курганский регион был объединен с более мощным Челябинским. На базе двух совнархозов был создан объединенный Южно-Уральский совнархоз. Под эгидой вновь образованного Главного управления оборонной промышленности этого совнархоза оказался весь гигантский военно-промышленный комплекс Южного Урала и Зауралья. Евгений Абрамович, хорошо знавший оборонные предприятия как Челябинска, так и Кургана, вновь оказался наиболее подходящей кандидатурой на пост главного инженера нового главка. Назначенный на эту должность, он стал техническим руководителем чуть ли не самого крупного в стране военно-промышленного комплекса.
В отличие от прежнего отраслевого принципа управления промышленностью, работа в территориальных органах управления требовала от руководителя значительно большего кругозора. Прежние министерские главки занимались каким-либо одним, «своим» видом военной продукции. В их распоряжении были такие квалифицированные помощники, как отраслевые научно-исследовательские и проектно-технологические институты. Совнархозовским главкам приходилось заниматься предприятиями самых разных оборонных отраслей. При этом в большинстве случаев отраслевые институты совнархозам не подчинялись и находились в других регионах. Усложнились и кооперативные связи с предприятиями-смежниками, ранее входившими в одно министерство, а ныне разбросанными по разным регионам.
И тот факт, что в этих новых и чрезвычайно сложных условиях Евгению Абрамовичу удалось наладить четкое управление всеми оборонными предприятиями региона и не допустить серьезных сбоев в их работе, свидетельствует о его высочайшей квалификации, широкой компетентности и незаурядных организаторских способностях. Жизнь оборонной промышленности Южно-Уральского региона постепенно стала входить в новую устойчивую колею.
Однако история совершила новый зигзаг. После отстранения Н.С. Хрущева от власти совнархозы в 1965 г. были ликвидированы.
Евгений Абрамович снова оказался на распутье. Вернувшись на КМЗ, он некоторое время опять работал в должности главного инженера завода. Позднее он согласился принять приглашение отраслевого научно-исследовательского института ВНИИ «Трансмаш», находившегося в Ленинграде, где в течение ряда лет курировал работу предприятий отрасли по постановке на серийное производство новых образцов бронетанковой техники.
В эти годы мы часто сотрудничали с ним на заседаниях межведомственных комиссий по рассмотрению конструкторской документации на новые образцы бронетанковой техники. Его участие в этих заседаниях придавало им особую весомость, и к его компетентному мнению всегда прислушивались с большим вниманием. Высказываемые им предложения и замечания оказывали существенное влияние на принимаемые межведомственные решения.
После восстановления отраслевых министерств и их дальнейшего расширения Евгений Абрамович был приглашен на должность главного инженера одного из главных управлений Миноборонпрома. Главк руководил работой предприятий, занимавшихся разработкой и серийным производством военных гусеничных машин легкой и промежуточной весовых категорий.