В 1995 г. глава фирмы «Эмпресса Насьональ Базан» побывал в Китае и провел переговоры по вопросам подряда на строительство. Позднее представители китайской стороны посещали вышеупомянутый авианосец Таиланда, имея вполне конкретные цели ознакомления и установления возможности покупки корабля по более низкой цене, используя экономические трудности, испытываемые Таиландом в тот момент.
Согласно данным ряда источников, ВМС Китая тяготели к приобретению авианосца водоизмещением 40000 т, т.е. к авианесущему кораблю типа «Адмирал Горшков», который в настоящее время передан ВМС Индии.
В январе 1996 г. политическое руководство КНР приняло решение об ускорении программы создания авианосца с соответствующим выделением на эти цели нескольких миллиардов долларов. В 1996 г. на программу строительства собственного авианосца было выделено 4 млрд. долл. Соблюдение заданного срока спуска головного корабля на воду (2000 г.) оказалось невозможным в связи с отсутствием опыта проектирования, постройки и эксплуатации таких кораблей, технических наработок в области создания катапульт, аэрофинишеров и самолетов с укороченными взлетом и посадкой. Похожая ситуация в свое время возникла и в России.
Поэтому было принято решение о реализации программы в два этапа. На первом этапе для ускорения проектировочных работ и изучения зарубежного опыта в этой области Китай осуществил закупку нескольких авианосцев, выведенных из боевого состава флотов различных стран.
В октябре 2001 г. британский авианосец «Арк Ройял» в Портсмуте посетил с «миссией доброй воли» китайский вице-адмирал By Фучун. Торжественность события была несколько омрачена тем, что при вступлении вице-адмирала на борт корабля на нем ошибочно подняли флаг Тайваня, за что руководство Королевского флота Великобритании официально извинилось перед китайской делегацией.
![]() |
![]() |
Авианосец «Мельбурн». |
Тяжелый авианесущий крейсер «Минск |
Австралийский авианосец «Мельбурн»
Первой «ласточкой» стал купленный китайцами в 1994 г. за 1,4 млн. долл. в качестве металлолома австралийский авианосец «Мельбурн»*, который был отбуксирован в Южный Китай, где в 1994 г. был разделан, и его фрагменты активно использовались техническими специалистами для изучения особенностей конструкции.
Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»
В 1997 г. за 5 млн. долл. Китаем был приобретен тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Минск», который до этого был продан Южной Корее за 4,5 млн. долл. Впервые на государственном уровне вопрос о продаже авианосцев «Минск» и «Новороссийск» был поднят в 1992 г. во время визита Б.Н. Ельцина в Китай. Китайское правительство с согласия российского президента направило по дипломатическим каналам официальный запрос, но тут в дело вмешались западные политики, усмотревшие в готовящейся сделке «угрозу стратегическому паритету в Азиатско-Тихоокеанском регионе», и от плана продажи Китаю авианосцев временно пришлось отказаться.
Вторично вопрос о возможной продаже «Минска» возник в апреле 1993 г., когда с предложением выкупить списанные авианосцы обратилась американская фирма World Buisiness Network Inc. То ли предложенные суммы не устраивали, то ли другие условия сделки оказались неприемлемыми, только правительство РФ ответило отказом.
6 октября фирма АО «Компас», получившая право на продажу кораблей от Министерства обороны Российской Федерации, и южнокорейская компания «Янг Дистрибьюшен корп.» подписали контракты о продаже на слом «Минска» за 4,583 млн. долл. и «Новороссийска» за 4,314 млн. долл.
В конце 1995 — начале 1996 г. «Минск» и «Новороссийск» были отправлены в южнокорейский порт Пусан. «Новороссийск» вскоре был разделан, а «Минск» перепродан в июне 1998 г. китайской стороне, где несколько раз переходил из рук в руки и, наконец, стал собственностью компании The Minsk Aircraft Carrier Industry Company Ltd. за 5 млн. долл.
' Австралия в 1949 г. приобрела у Великобритании недостроенный авианосец класса «Колоссус», который в 1955 г. вошел в состав ВМС Австралии под названием «Мельбурн».