Предыдущая Оглавление Следующая

Hambe002.jpg

Перуанский эсминец «Альмиранте Гуиссе». 1934 г.

Тем временем в результате авиационной разведки Пуэрто-Боливар, главком перуанского флота получил данные, что там находится эквадорский конвой с пополнением и снаряжением. Незамедлительно начальнику Северной группы поручалось организовать его перехват, который для этой цели отрядил находящийся в море эсминец «Альмиранте Вильяр». Еще 23-го числа командир эсминца капитан 2 ранга Эрнандо де Тудела-и-Лаваль получил задание выйти для разведки и патрулирования к государственной границе в районе Пуэрто-Писарро, так что корабль как нельзя лучше подходил для этой задачи.

Согласно записи в бортовом журнале (время взято по бортовому журналу «Альмиранте Вильяра» и рапорту де Туделы), «Альмиранте Вильяр» покинул Пуэрто-Писсаро в 07-29 этого дня и на скорости 14 узлов направился на север. В 10-55 он вошел в эквадорские территориальные воды, и на борту сыграли боевую тревогу. В 11-03 был обнаружен корабль, пересекавший пролив Хамбели с юга на север. Наблюдение затрудняла сильная рефракция, так что невозможно было определить ни тип, ни национальную принадлежность обнаруженного судна, которое, кроме того, не несло национального флага. «Альмиранте Вильяр» увеличил скорость и сблизился на 6000 м. Судно вскоре идентифицировали как эквадорское, и, как позже узнали перуанцы, это и был «Абдон Кальдерон». После обнаружения «Альмиранте Вильяра», который эквадорцы спутали с более сильным «Альмиранте Гуиссе», канонерка повернула на 180°, подняла эквадорский боевой флаг и на всех парах стала отходить к берегу, к устью Хамбели.

В 11-19 «Альмиранте Вильяр» произвел предупредительный выстрел и совершил маневр, чтобы ввести в действие артиллерию правого борта. Но, прежде чем маневр закончился, эсминец открыл огонь на поражение из 102-мм орудий №1 и №2. Судя по рапорту командира «Альмиранте Вильяра» де Туделы, противник ответил лишь в 11-30 (но рапорт Морана гласит, что эквадорцы ответили в 11-20, т.е. получается, что оба корабля начали бой одновременно) . Скорость эсминца составляла 20 узлов, и он уже довольно близко подошел к берегу. В этом месте глубины были небольшие, так как берег представлял собой низменные речные заливные участки, и вероятность сесть на мель была очень велика. Поэтому командир приказал прекратить сближение и повернуть на 90° влево, чтобы дать по неприятелю полный бортовой залп. В это время перуанские сигнальщики отметили попадание в носовую часть противника, «сопровождающееся выбросом больших клубов густого черного дыма» (может, именно тогда и вышло из строя орудие «Кальдерона»?). Однако, судя по рапорту командира «Кальдерона», ближайшие снаряды противника падали в 20 м от корабля. Так что, по всей вероятности, перуанцы были введены в заблуждение поднятым со дна илом, тем более что глубины в этом месте небольшие.

Между тем эквадорцы продолжали отход, и во избежание посадки на мель «Альмиранте Вильяр» должен был выполнить поворот на 180°, продолжая огонь левым бортом. Находясь на этом курсе, перуанские сигнальщики отметили еще одно «попадание» в противника, пока тот не скрылся в зарослях мангрового леса. Но «Альмиранте Вильяр» продолжал обстрел, используя теперь в качестве ориентира высокий столб черного дыма, валивший из трубы «Кальдерона», который явно показывал, что противник старается уйти от погони. В 11-40 де Тудела отдал приказ прекратить огонь, Командир принял решение выйти из боя, поскольку цель не была настолько ценной, чтобы подвергать опасности сесть на мель вверенный ему корабль.

Немного погодя был дан рапорт на «Коронель Бологнези», и в 11-50 получен ответ — приказ возвращаться к Пуэрто-Писарро, что и было выполнено. Эсминец присоединился к крейсеру. Оба корабля находились перед Пуэрто-Писарро до 15-00.

Hambe0031.jpgHambe0041.jpg

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz