![]() |
![]() |
Пожарная машина на комбинированном ходу ГАЗ-59402 «Пурга». | Пожарная машина ГАЗ-59402 «Пурга». Вид сзади. |
Однако область применения машин на комбинированном ходу могла быть значительно шире.
Следующим объектом, заинтересованность в котором проявила Горьковская железная дорога, стала пожарная машина на комбинированном ходу. Она дополнительно комплектовалась порошковым пожаротушащим оборудованием, разработанным под руководством Г.Н. Куприна в Санкт-Петербургском институте пожарной техники и получившим название «Пурга».
В составе «Пурги» имеется целый ряд установок в зависимости от производительности устройства, образующего огнетушащую пену, она может монтироваться на различные носители, вплоть до автомобиля ВАЗ-2121 «Нива».
В этих установках вода под давлением, создаваемым насосом, смешивается с пожаротушащим жидким реагентом и подается на форсунки, установленные внутри стволов. В стволах при расширении смесь образует хлопья огнетушащего вещества, перемешиваемые с водой, которые выбрасываются на расстояние до 55 м.
Башенная установка системы «Пурга»: 1 — защитный колпак; 2 — окна; 3 — механизм вертикального наведения; 4 — механизм горизонтального наведения; 5 — сиденье оператора; 6, 7 — комбинированные стволы; 8 — погон; 9— общая ось стволов; 10— вращающееся соединение; 11, 12 — вертикальные трубы; 13 — штанга сиденья.
Характеристики машины ГАЗ-59402
Полная масса, кг |
15000 |
Экипаж, чел. |
3-5 |
Габаритные размеры, мм: |
|
длина |
8300 |
ширина по корпусу |
2900 |
высота |
2800 |
Минимальный дорожный просвет, мм |
|
по корпусу |
450 |
в зоне подвески ж/д колес |
400 |
Колея, мм: |
|
по шоссе |
2410 |
по ж/д пути |
1520 |
Двигатель КамАЗ-7403, кВт(л.с) |
191(260) |
Скорость движения, км/ч: |
|
по шоссе |
80 |
по ж/д пути |
50 |
Углы наведения башни с УКТП: |
|
по горизонтали |
360° |
по вертикали |
-2°...+45° |
Производительность УКПТ: |
|
по раствору пенообразователя, л/с |
40 |
по пене низкой кратности, м3/с |
0,4 |
по пене средней кратности, м3/с 2,0 |
|
Защищаемая площадь, м2 |
1000—1500 |
Дальность подачи струй пены, м |
|
низкой кратности |
50-55 |
средней кратности |
25-30 |
Емкость бака с пенообразователем,л |
1000 |
Производительность пожарного насоса ПН-40УА, л/с |
40 |
Специально для новой пожарной машины на комбинированном ходу была разработана башенная установка с четырьмя стволами, расположенными в одну горизонтальную линию. Все стволы одновременно могли подниматься в вертикальной плоскости с помощью механизма наведения. Перемещение в горизонтальной плоскости осуществлялось поворотом всей установки. Для наблюдения за местностью у оператора, находящегося внутри установки, имелось окно, выполненное между парами стволов.
Разработчиками башенной установки с пожаротушащей системой «Пурга» были Б.Н. Бровкин и В.Б. Куклин.
В состав оборудования машины входил насос, обеспечивающий подачу воды из цистерны или водоема. Имелись рукава-шланги, служащие для забора воды на расстоянии до 50 м от водоема. Внутри машины размещался бак для реагента, там же располагались места для пожарной бригады из пяти человек.
Опытный образец машины, получившей обозначение ГАЗ-59402, неоднократно осуществлял показательные тушения пожаров и демонстрировался на многочисленных выставках.
Особенности конструкции машины:
- колесная формула 8x8;
- независимая торсионная подвеска всех колес с гидравлическими амортизаторами;
- централизованная система регулирования давления в шинах;
- дифференциалы мостов повышенного трения;
- термошумоизоляция, системы вентиляции и обогрева;
- система железнодорожного хода с управлением из кабины;
- лебедка самовытаскивания;
- фильтровентиляционная установка;
- защищенный герметичный корпус, позволяющий приближаться к очагу пожара на расстояние 50 м и тушить взрывоопасные объекты;
- защищенная поворотная башенная установка с системой комбинированного (вода + пожаротушащий реагент) тушения пожаров (УКПТ) «Пурга»;
- пожарный насос ПН-40УА с приводом от трансмиссии машины.