![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Пульт управления командира. |
Пульт управления независимым прицелом командира. |
Щиток водителя. Справа вверху черная рукоятка открывания крышки люка. |
Штурвал водителя. Справа находится датчик положения башни. |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Бинокулярные окуляры основного прицела наводчика. Они имеют регулируемую диоптрийную установку. Окуляр вспомогательного прицела расположен слева, его почти не видно. |
Пульт управления наводчика. Он позволяет использовать тепловизор, а также переключать тип оружия, включать систему контроля изгиба ствола пушки. |
Пульт управления командира находится перед его сиденьем справа. Слева — пульт управления блока контроля работы систем RPP 1-8. Посередине — пульт управления навигационной системы. Справа — контрольный блок командира. На нем отображается информация о скорости машины, ее курсовой угол, дальность до цели, скорость бокового ветра, выбранный тип боеприпаса. |
Отделение управления просторное, с удобным креслом водителя. Для управления машиной используется штурвал. Обращают на себя внимание большие педали. Крышка люка механика-водителя сдвижная, открывается вправо при помощи электропривода, но в аварийных ситуациях предусмотрено и механическое открытие крышки люка. В связи с установкой дополнительного бронирования на лобовую часть танка люк механика-водителя практически перестал быть функциональным: через него невозможно покинуть или залезть в отделение управления при обычном положении башни. Это можно сделать только тогда, когда башня повернута вправо или влево на 10.00 ч или на 2.00 ч относительно продольной оси корпуса соответственно. При этом пушка и сама башня выходят далеко за границы габаритов корпуса. Естественно, что в таком положении башня может находиться только где-то в полевых условиях. Используется люк для вождения танка по-походному, т.е. когда голова механика-водителя находится над корпусом машины. Для нее в дополнительном бронировании сделана специальная выемка. При обычном положении башни вдоль продольной оси корпуса свое место водитель занимает через люк командира.
Управление машиной водитель осуществляет при помощи миниатюрного штурвала. Его максимальный угол поворота составляет по 90° в каждую сторону. Положение штурвала может регулироваться вверх или вниз, а также ближе или дальше к водителю. На штурвале слева установлен рычаг, который служит для подачи звукового сигнала и включения указателей поворота (так же, как на автомобиле). Переключение передач осуществляется автоматически.
Башня расположена в центре машины. В ней размещаются командир машины, наводчик (справа от пушки) и заряжающий (слева от пушки). По интерьеру внутри башня немногим отличается от советского Т-62. Отличие составляют только более современные приборы и больший внутренний объем боевого отделения. Правда, и сама машина по габаритам значительно превосходит все отечественные танки. Командир и наводчик располагаются друг за другом: наводчик — впереди, командир — сзади него. Свои места в машине они занимают через люк командира после того, как займет свое место водитель (если башня находится в обычном положении).
Заряжающий имеет свой персональный люк. Для его работы предусмотрена регулировка установки пушки на угол заряжания после производства выстрела. Каждый заряжающий может установить положение казенной части пушки при заряжании так, как ему будет удобно. Перед заряжанием необходимо открыть бронированную заслонку боеукладки, находящейся в нише башни. Она открывается электроприводом после нажатия большой выпуклой клавиши размером около 10 см, расположенной на левой стенке башни. Открывание заслонки происходит в течение 2—3 с. После изъятия выстрелов из боеукладки заряжающий должен развернуть их на 180°, так как они расположены головной частью в противоположную от пушки сторону. После заряжания рекомендуется закрыть бронированную створку боеукладки, иначе она теряет свое функциональное предназначение — обеспечение безопасности членов экипажа в случае детонации боекомплекта, размещенного в нише башни. Таким образом, в зависимости от натренированности и усталости заряжающего цикл заряжания может занять от 8—10 с и более.
В настоящее время разработана программа усовершенствования защиты башни, которая предусматривает установку на ее лобовую и боковые проекции дополнительных модулей из композитной брони третьего поколения. В составе таких модулей имеется специальный противоосколочный слой. В случае преодоления снарядом брони этот слой уменьшает количество осколков и сектор их разлета в заброневое пространство. Противоосколочный слой также обеспечивает шумо- и теплоизоляцию. Дополнительные мероприятия обеспечивают многократную защиту от поражения бронебойными снарядами кинетического и кумулятивного действия. Танк с такой броней получил обозначение «Леопард-2А6М».