Вспоминаю, что два года у меня прошли, в основном, в сапогах, полевой форме и комбинезоне. Что запомнилось мне больше всего в период службы в войсках на танках Т-34-85 образца 1944 г. и не прошедших еще послевоенную модернизацию, так это повседневная тяжелая работа всего экипажа танка, командиров младшего и среднего звена, обеспечивающих постоянную боевую готовность техники, и умение личного состава эксплуатировать ее. Применялась планово-предупредительная система технического обслуживания танка. Малотрудоемкие ремонтные работы (текущий ремонт) выполнялись по необходимости. При проведении всех мероприятий строго руководствовались техническим описанием танка, инструкциями по эксплуатации и ремонту, а также различными «памятками» и т.п., да и опыт старших товарищей играл первостепенную роль. Работы по техническому обслуживанию включали следующее:
Т-34-85 из состава Кантемировской дивизии движутся на Красную площадь. 7 ноября 1946 г.
1. Контрольный осмотр перед каждым выходом танка и на малых привалах при совершении марша с целью проверки готовности к движению. Эта работа проводилась повседневно на учебно-боевых машинах (их в роте было постоянно одна—две), на остальных боевых машинах — при участии их в проверках, выходе на учения и т.п.
2. Ежедневное техническое обслуживание после каждого выхода Т-34-85 независимо от количества пройденных километров. Эта работа осуществлялась для проверки и подготовки танка к дальнейшей эксплуатации. При этом всегда проводились такие операции, как заправка ГСМ, чистка танка снаружи и внутри, тщательный осмотр основных узлов и агрегатов, контроль различных регулировок и креплений агрегатов и навесного оборудования, удаление пыли из бункеров воздухоочистителей, проверка органов управления и состояния аккумуляторных батарей и другие работы.
3. Техническое обслуживание №1 через 500—600 км пробега. Оно включало в себя все действия, предусмотренные ежедневным обслуживанием, и, кроме того, проверку крепления и смазки узлов ходовой части танка и их регулировку, промывку воздухоочистителей, замену масла в системе смазки двигателя, контроль уровня смазки в коробке перемены передач (КПП), проверку надежности крепления агрегатов и всех узлов танка, смазку и регулировку их, а также другие работы.
Металлическая учебная башня (качающаяся).